Главная Статьи и обзоры Обзор и тест накамерного монитора Feelworld F6 Plus

06 февраля 2021 г.

Обзор и тест накамерного монитора Feelworld F6 Plus

Ни для кого не секрет, что внешний монитор – верный друг и помощник видеооператора, да и многим фотографам он бывает полезен. О покупке HDMI-монитора задумывается любой новичок, как только снимет и смонтирует свои первые ролики. Разумеется, экранчики в современных камерах большие, удобные и весьма качественные, и без дополнительного монитора обойтись вполне можно, да и не во всех ситуациях съёмки его использование оправдано. Однако в большинстве случаев внешний монитор – это просто удобно. А когда оператору удобно, комфортно и сподручно, так и работа в радость, матрица шумит не так сильно, а результат набирает больше лайков.

Какой монитор выбрать? Предложений сегодня хоть отбавляй, есть мониторы побольше, есть поменьше, есть очень дорогие, есть более доступные по цене. И вот как раз в доступном ценовом сегменте можно без труда найти мониторы от китайской компании Zhangzhou Seetec Optoelectronics Technology Co., Ltd., которая больше известна под брендом Feelworld.

У автора этих строк за плечами имеется опыт работы с мониторами Feelworld, мы с нашей командой давно используем 7-дюймовую модель FW760, как правило этот монитор у нас установлен на основной камере Canon EOS 6D Mark II, которая, например, снимает гостя при записи интервью. Этот монитор весьма эффектно выглядит в кадре, и время от времени он появляется в наших видео, внося в видеоряд некое разнообразие. Монитор простой, большой, удобный, и, главное, отображает картинку весьма правдиво. Что ещё нужно для комфортной работы?

Время идёт, мы набираемся опыта, в арсенале появляется новое оборудование, и для второй камеры также понадобился внешний монитор. В качестве второй камеры сейчас трудится Canon EOS M6 Mark II, я хотел подобрать для этой небольшой по размерам беззеркалки монитор соразмерно её габаритам, в результате выбрал 5,5-дюймовый Feelworld F6 Plus с сенсорным экраном. Заказывал я его в известном китайском интернет-магазине у официального продавца, и посылка была доставлена буквально через несколько дней, видимо, со склада в России.

В сегодняшней статье мы рассмотрим и протестируем основные функции монитора Feelworld F6 Plus и проверим его в полевых условиях.

Методика тестирования

В качестве камеры, в связке с которой тестировался монитор, выступала беззеркалка Canon EOS M6 Mark II, в ряде случаев использовалась зеркальная полнокадровая камера Canon EOS 6D Mark II. Версия прошивки монитора номер 2.1.6. Так как в тестировании использовалось большое количество дополнительного оборудования, например кабели HDMI, адаптеры питания, аккумуляторы и другие, перечислять его здесь смысла нет, всё будет указано ниже по тексту.

Версия прошивки монитора

С обновлением прошивки монитора возникают какие-то непонятные вещи. Сам монитор отображает версию прошивки номер 2.1.6. Сайт Feelworld под именем feelworld.ltd, который, по всей видимости является официальным, публикует новость, датированную январём 2020 года, о том, что вышла прошивка 1.1.2. Более свежую новость и более свежие прошивки в интернете найти не удалось. Там же опубликована видеоинструкция по обновлению прошивки.

Обзор основных особенностей монитора

Сенсорный экран

Монитор оснащён 5,5-дюймовым сенсорным экраном, который обеспечивает быстрый и удобный доступ к настройкам и функциям. Разрешение экрана FullHD (1920x1080 пикселей), плотность пикселей 400 ppi, яркость 500 кд/м², контрастность 1000:1. Тач можно временно отключить при необходимости, за это отвечает единственная физическая кнопка на верхней грани, она же служит кнопкой включения и выключения устройства. Очень неудобно, когда производители смешивают какую-либо важную функцию с кнопкой выключения – подержал её нажатой чуть подольше, и всё, приплыли, – монитор выключен. Однако, так или иначе, долгое нажатие на эту кнопку включает и выключает монитор, короткое – блокирует и разблокирует тач.

Поддержка пользовательских 3D LUT

Функция загрузки пользовательских пресетов LUT при помощи SD-карты делает калибровку цвета простой и удобной. Эта функция будет актуальна, например, тем, кто при съёмке использует “плоский” малоконтрастный профиль, чтобы и на мониторе, и в программе видеомонтажа использовать одну и ту же обработку 3D LUT. Таким образом оператор при съёмке будет видеть на мониторе готовую обработанную картинку, какой она и будет на монтаже. Рассказ про работу с 3D LUT далее по тексту.

Различные варианты питания

На задней панели монитора расположен адаптер для аккумуляторов “два в одном”, который позволяет устанавливать аккумуляторы Sony NP-F или Canon LP-E6, причём этот адаптер встроен в корпус. Сами аккумуляторы в комплект не входят, их нужно приобретать дополнительно, хотя производитель предлагает расширенный комплект, куда входят аккумулятор Sony NP-F570 и зарядник для него.

Также монитор может питаться от сети 220V при помощи адаптера 12V, который, как не сложно догадаться, также придётся найти и приобрести дополнительно. Есть возможность получать энергию от повербанка через USB-C, этот интерфейс служит исключительно для питания, данные он не передаёт.

На левой грани монитора имеется выход постоянного тока 8V, который позволяет при помощи аккумулятора-пустышки запитать от монитора зеркальную или беззеркальную камеру. Этот адаптер также не входит в комплект, его придётся найти и приобрести самостоятельно, что логично, так как он приобретается для конкретной модели камеры.

Компактный дизайн корпуса

Feelworld F6 Plus имеет размеры корпуса 148х93х20 мм, диагональ экрана составляет 5,5 дюйма, вес – 235 г, что упрощает его транспортировку и работу в полевых условиях. Конструкция монитора с тремя точками крепления 1/4"-20 позволяет легко установить его на камеру или стедикам удобным для оператора способом.

ПРАКТИКА СЪЁМКИ

Можно ли управлять камерой с монитора?

Один из самых тонких моментов, о котором молчат и сайт производителя, и страницы интернет-магазинов, и многие обзоры – можно ли управлять камерой при помощи сенсорного экрана монитора по HDMI? Ответ – нельзя. При помощи монитора управлять камерой не получится, даже если в настройках камеры разрешить управление по HDMI.

Мало того, собственные экраны моих камер Canon, беззеркалки EOS M6 Mark II и зеркалки EOS 6D Mark II, гаснут при подключении монитора F6 Plus по HDMI. В этих моделях очень скромные возможности настройки работы с HDMI, в камерах других производителей может быть всё по-другому, однако в моих двух камерах ситуация обстоит именно таким образом: экранчик камеры гаснет.

Невозможность управлять камерой будет неудобна прежде всего для выбора точки автофокуса при съёмке видео со следящим автофокусом и определением лиц. Снимая со стедикама на EOS M6 Mark II, я часто левой рукой выбираю точку фокусировки касанием экрана, и камера меня слушается, я снял таким образом десятки роликов. Особенно эта функция удобна при съёмке музыкальных клипов, когда не меняя ракурс можно быстро перефокусироваться с одного музыканта на другого, или поправить точку, если камера её по каким-то причинам сдвинула на другой объект. Как выбрать точку фокусировки кнопками, без функции тача, я не представляю, вероятно, что никак.

Также невозможность управлять камерой будет мешать при настройке параметров съёмки, хотя в теории всё можно настроить без тача, кнопками. С тачем это делать гораздо удобнее и привычнее, например это касается точной настройки баланса белого в Кельвинах. Используя тач, это делается за секунды, используя кнопки – немного дольше и сходу непривычно. Используя внешний монитор, нужно наизусть помнить, как настраиваются все основные параметры при помощи кнопок, так как на съёмочной площадке самое неблагодарное дело – копаться в настройках камеры, заставляя коллег ждать. Как вариант можно отключить монитор, настроить баланс белого и снова подключить монитор, однако для чего тогда удобный монитор с отличной цветопередачей, если не использовать его для настройки баланса белого.

Canon EOS M6 Mark II и “Чистый” HDMI

Современные камеры, к которым относится и флагман беззеркальной серии Canon EOS-M камера M6 Mark II, позволяют выводить “чистый” сигнал HDMI без служебной информации, что чрезвычайно важно для прямых трансляций и для записи на внешние рекордеры. Мониторчик камеры при этом работает, на него можно вывести всю служебную информацию, можно управлять точкой фокусировки, то есть все функции экрана и тача работают. На внешний монитор будет выводиться только сам сигнал, то есть видео с камеры без всей служебной информации, потому этот режим и называется Clean HDMI, “чистый” HDMI.

В меню камеры этот режим называется “Отображение данных HDMI”, он работает для 4K и FullHD. Однако камера нас сразу предупреждает, что в этом режиме стартовать запись видео не получится, он предназначен только для передачи сигнала на внешние устройства, трансляцию в сеть или на какие-либо рекордеры. Если выбрать опцию “С данными”, то всё вернётся на своё место – экранчик камеры погаснет, однако можно будет стартовать запись.

Можно ли одновременно задействовать и внешний монитор, и смартфон с приложением удалённого управления камерой?

Можно. И это будет достаточно удобный способ мониторить своё изображение при записи видео самостоятельно, без ассистента, управляя при этом камерой. Так как я тестировал монитор в связке с камерами Canon, то использовал приложение Canon Camera Connect.

Также это будет удобный способ выбора точки фокусировки, настройки параметров экспозиции и старта-стопа видео. Остаётся только вопрос несовпадения по времени, так как передача сигнала по HDMI и одновременная передача того же самого сигнала по Wi-Fi будут иметь различную задержку – у HDMI задержка меньше, на смартфоне сильнее, почти секунда. Качество картинки на смартфоне, конечно, оставляет желать лучшего, здесь можно разве что настроить общую композицию кадра, сделать все настройки экспозиции и стартовать или остановить запись.

Поддержка формата 4K

Несмотря на то, что в рекламных заголовках и на коробке красуется надпись 4K, экран монитора имеет разрешение 1920x1080, то есть FullHD, чего, кстати, вполне достаточно для 5.5-дюймового экрана с плотностью пикселей 400 ppi.

Насчёт формата 4K – монитор может принимать сигнал 4K UHD 3840x2160p (30/29.97/25/24/23.98 Гц), а также 4096x2160p (24 Гц).

В мониторе F6 PLUS имеется не только вход HDMI, но и выход, таким образом сигнал HDMI можно передать на второй монитор, причём оба интерфейса HDMI полноразмерные. Используя эту функцию, сигнал с выхода монитора можно передать на второй монитор или большой телевизор, и контролировать картинку сможет не только сам оператор, но и, например, продюсер или ассистент, и этот сигнал будет передан как раз в том формате, который поступил на вход, что очень удобно. Также эта функция будет незаменима для проведения прямых трансляций, ведь с выхода монитора можно забрать HDMI сигнал и направить его в видеомикшер, например ATEM Mini.

Часто задаваемый вопрос: можно ли использовать монитор Feelworld F6 PLUS, если работать в 4K60p? Ответ: конечно, можно. Проверить на практике этот факт я не могу, так как у меня нет устройства, способного снимать с таким высоким битрейтом. Однако есть решение, которое должно сработать – в любой современной камере есть настройка разрешения сигнала HDMI, который эта камера выдаёт на выход. Например, в Canon EOS M6 Mark II можно установить этот параметр в Auto или 1080p:

Интерфейс и экранные инструменты

Интерфейс монитора чем-то напоминает навигацию по вэб-сайту, и так как у нас нет кнопок управления, разработчики постарались адаптировать все функции под тач. Сперва интерфейс может показаться очень неудобным, однако поняв его логику и выучив где какая функция находится, работать с ним можно. Меню вызывается двойным тапом по экрану и состоит из 5 основных разделов, расположенных в вертикальной панели слева в виде иконок: картинка, линии сетки, масштаб, цвет и настройки. Иконки можно было бы нарисовать и более информативными, чтобы не гадать, что же дизайнер интерфейса имел в виду под квадратом с крестиком:

Удобная фишка – дополнительная нижняя панель с быстрыми кнопками, она вызывается свайпом снизу, прячется по тапу в центре. И завершает всё это разнообразие регулировка громкости звука свайпом по правой части экрана и аналогичная регулировка подсветки свайпом по левой. В последней функции кроется подвох, коих ещё немало спрятано в мониторе, – трогать руками монитор нужно не за экран, а только за корпус вне экрана, иначе все настройки громкости и подсветки тут же собьются. И если в случае со случайным изменением уровня громкости ничего страшного не случится, то изменение подсветки может непосредственно повлиять на картинку.

Язык интерфейса

Русский язык интерфейса в мониторе присутствует, однако перевод был сделан либо с похмелья, либо человеком, который не понимает, что именно он переводит. Так, например, эффекты экспозиции находятся в разделе под названием “Микрофон", фокус-пикинг называется “Режим False Colors”, в то время как сам режим “False Colors” обозвали “Искажение цвета”, что, в принципе, недалеко от истины и всяко лучше, нежели “Микрофон”, или, например, “Динамик”. Желательно, конечно, при работе с монитором вернуть английский язык интерфейса, – будет и проще, и понятнее.

Кстати, именно после того, как я обнаружил этот весёлый перевод, я и приступил к поискам свежей версии прошивки в надежде на то, что интерфейс пофиксили. Про результаты поиска я написал во введении.

1. Работа с картинкой

4 инструмента сразу (All Waves)

Выводит на экран сразу 4 инструмента – вэйвформу канала яркости (Y), вектороскоп, гистограмму и индикатор уровня звука. Внешний вид инструментов не настраивается, они выводятся на экран только одним способом.

Вэйвформа (Parade)

Вэйвформа графически отображает динамический диапазон кадра, от тёмных участков до светлых, доступны режимы RGB, YUV, Y. Вэйвформа может быть совершенно непонятным инструментом для тех, кто столкнулся с ним впервые, однако используя вэйвформу, можно, например, очень точно отрегулировать баланс белого изображения. В сети есть много уроков использования этого полезного инструмента.

Если с режимом RGB всё просто – Red, Green, Blue, то есть красный, зелёный и синий, то аббревиатура YUV неочевидна. Y означает яркость, U отвечает за баланс Green/Magenta (зелёного/пурпурного), а V означает желтый. Кто это всё придумал? По какой причине V – жёлтый, ведь в слове YELLOW такая буква не значится? В этом месте мне почему-то вспомнился один мой друг, который не мог в Word набрать римские цифры, так как на клавиатуре смог найти только арабские.

Вектороскоп (Vector)

Незаменимый прибор для тех, кто понимает принцип его работы с цветом, в частности, со скинтоном. Тем, кто встретился с вектороскопом впервые, можно порекомендовать в обязательном порядке разобраться с этим прибором и использовать его в работе. На экран он выводится почему-то небольших размеров.

Гистограмма (Histogram)

В особом представлении гистограмма, вероятно, не нуждается.

Фокус-пикинг (Focus Assist)

Фокус-пикинг подсвечивает цветом участки изображения, которые попали в фокус. Особо он будет актуален для настройки фокуса вручную при работе с зеркалками, в которых такого режима нет. Можно сказать, что этот режим будет палочкой-выручалочкой, например, для мой EOS 6D Mark II. Мало того, я знаю фотографов, которые специализируются на предметной съёмке, они используют накамерный монитор именно для комфортной работы с наведением на фокус вручную при помощи функции фокус-пикинга.

Монитор предлагает 10 уровней чувствительности фокус-пикинга, и этот уровень уже каждый сможет настроить согласно сюжету и личным предпочтениям. При зумировании картинки на мониторе можно рассмотреть мельчайшие детали изображения, однако фокус-пикинг при этом будет работать только на высоком уровне чувствительности, на 9 или 10. Зато на значениях 9 или 10 при нормальном отображении картинки во весь экран эффект работы фокус-пикинга будет чрезмерен.

Минусом работы с фокус-пикингом будет тот факт, что этот эффект также распространяется на всю слежубную информацию и на все надписи на экране. Подобная картина наблюдалась на всех мониторах, с которыми мне приходилось работать. Кстати, если фокус-пикинг задействовать непосредственно в самой камере M6 Mark II, без использования монитора, камера будет отрабатывать эту функцию как положено, подсвечивая цветом только области в фокусе.

Индикатор уровня аудиосигнала (Audio Meter)

Аудиометр – чрезвычайно удобная функция для тех, у кого камера не способна вывести на экран уровень записи звука во время съёмки видео. Например, камера EOS M6 Mark II не способна на это элементарное действие, и индикатор уровня аудиосигнала в мониторе мне очень помогает, можно сказать, что я его не выключаю. Можно смело ставить эту функцию на второе место по степени полезности после фокус-пикинга.

Зебра (Zebra)

Для просмотра переэкспонированных участков изображения.

Ч/б (Monochrome)

Показывает изображение в ч/б. Можно выбрать Gray, Red, Green, Blue.

Ложные цвета (False Colors)

Функция для тех, кто понимает, как с ней работать. Предлагаются 2 типа на выбор: type 1 и type 2. В сети можно встретить обучающие видео, в которых утверждается, что даже только при помощи одной этой функции можно настроить идеальную картинку.

2. Работа с маркерами

Линии третей (Nine Grid)

Эта функция называется “Nine Grid”, то есть сетка из девяти, так как 4 линии сетки делят картинку на 9 частей. Эти вспомогательные линии ещё иногда называют “Линии третей”, для них можно выбрать цвет отображения (чёрный, синий, красный, желтый, зелёный и белый). Линии третей у меня постоянно включены на всех устройствах, которые только способны их отображать, в том числе на смартфоне.

Есть нюанс: если в настройках самой камеры включить отображение сетки 3х3 и одновременно в мониторе включить отображение сетки 3х3, линии одной сетки наложатся на линии другой со смещением, в результате сетка станет визуально толще, чем положено. При использовании монитора придётся выбрать, на каком из двух устройств включить сетку, я выбрал камеру, чтобы сетка в камере у меня была всегда. По важности эта функция должна находиться где-то в начале перечня, ближе к первому месту.

Просмотр безопасных зон (Safety Marker)

Вспомогательные сетки для просмотра безопасных зон: 70%, 80%, 90%, 16:9, 16:10, 4:3, 5:4, 1:1, 1.91:1.1, 4:5, 9:16, 1.85:1, 2.35:1.

Центральный маркер (Center Marker)

Перекрестие по центру кадра.

Затемнение областей изображения вне выбранной зоны (Marker Mat)

Замысловатое название функции, не правда ли? Можно выбрать соотношение сторон 1:1.9, 5:4, 1.9:1, 2.41:1, 2.35:1, 1.85:1, 4:3, 16;10, 16:9. Особенность этого режима в том, что изображение вне выбранной зоны затемняется, причём степень этого затемнения также настраивается. Судя по всему, эта функция была добавлена в поздних прошивках по просьбам трудящихся.

Цвет вспомогательных линий (Marker Color)

Название инструмента говорит само за себя. Можно выбрать красный, зелёный, синий, белый, чёрый и жёлтый.

3. Работа с масштабом изображения

Режим развёртки (Scan Mode)

В первом же меню работы с масштабом пользователь столкнётся с предложением выбрать режим развёртки Under Scan или Over Scan. В литературе можно встретить несколько вариантов перевода термина “overscan”: “растянутая развёртка”, “несканируемая область”, “заход развёртки за полезную площадь экрана”. Про Under Scan говорится, что этот термин означает “полное изображение”. Режим Under Scan установлен в мониторе по умолчанию, и с ним картинка с камеры выглядит как положено, поэтому можно не забивать себе голову развёртками, а его и оставить.

Video Aspect

В отличие от отображения вспомогательных линий безопасных зон, в этом режиме изображение на мониторе деформируется. Доступны режимы auto, 16:9, 16:10, 4:3, 5:4, 1.85:1, 2.35:1, Stretch, user. Если выбрать режим user, то можно надолго углубиться в настройки растяжения и сжатия картинки, если это вдруг окажется необходимым.

Анаморфотный режим (Anamorphic Mode)

Анаморфотный режим предлагает установки 1.25x, 1.33x, 1.5x, 1.8x, 2.0x, 2.0X MAG. Иногда этот режим называют “анаморфный”, он актуален для работы с анаморфотной оптикой.

Зум картинки (Zoom Times)

Масштабирование картинки в мониторе F6 Plus делается при помощи жестов, наподобие как мы увеличиваем картинку на смартфоне. Привычных функций наподобие увеличения 4x, 8x, 16x в мониторе нет, а жаль, возить пальцами по экрану не всегда удобно, в идеале хорошо бы предусмотреть зум как кнопками, так и жестами.

В мониторе имеется функция увеличения картинки по процентам (Zoom Times) – 101%, 102% и так далее. Попадать в маленькую стрелочку пальцем, щёлкая проценты в плюс, а затем в минус – крайне неудобно, проще уж возить пальцами по экрану. По всей видимости, эту функцию добавили, так как кому-то из пользователей неожиданно понадобился просмотр в определённом масштабе, скажем, в 109%.

В целом, зум картинки – незаменимая функция для просмотра точности попадания фокуса и работы с фокус-пикингом, главное не забыть чувствительность пикинга увеличить до 9 или 10. По важности эта функция должна располагаться как раз где-то после фокус-пикинга.

Заморозка (Freeze)

Эта функция “замораживает” изображение на мониторе. Не самая востребованная функция, однако если хорошенько пофантазировать, можно придумать, для чего эту фишку можно использовать. А вот если бы эта функция делала скриншот в файл и записывала этот файл на SD-карту, цены бы ей не было.

Режим пиксель-в-пиксель (Pixel-to-pixel)

Режим просмотра изображения пиксель-в-пиксель будет полезен тем, кому важно точное попадание фокуса. Снимаем в FullHD – видим на FullHD экране монитора картинку на полный экран пиксель-в-пиксель. Снимаем в 4K – видим на FullHD экране монитора в режиме пиксель-в-пиксель увеличенную в 2 раза картинку, что логично, так как для того чтобы каждый пиксель сигнала 3840x2160 попал в каждый пиксель экрана монитора 1920х1080, картинку нужно увеличить в 2 раза.

4. Работа с цветом

HDR

Я не включаю это режим, так как у меня нет устройства, которое позволяло бы задействовать эту функцию.

Поддержка пользовательских 3D LUT

Можно использовать как встроенные в монитор пресеты LUT, так и загрузить свои собственные. Производитель преподносит эту функцию как одну из основных особенностей и преимуществ F6 Plus, она красуется как на странице интернет-магазина, так и на коробке. Подробное описание этой функции будет далее по тексту.

Цветовая температура (Color Temp)

Монитор позволяет вручную настроить цветовую температуру: user, 5600 K, 6500 K и 9300 K. В режиме user монитор отображает картинку так, как это делает камера, посылая сигнал в монитор. Этот режим я и использую, иначе для чего тогда монитор, если в нём будет отображаться что-то отличное от того, что выдаёт камера. Видимо, это уже какой-то высший пилотаж работы и для каких-то особых целей может быть полезно.

Настройка цветов

Монитор позволяет регулировать отдельно red, green, blue, Backlight, Brightness, Contrast, Saturation, Hue, Sharpness. Я оставил все значения по умолчанию, кроме подсветки (Backlight) и яркости (Brightness). Эти два значения я подобрал таким образом, чтобы изображение на мониторе полностью соответствовало изображению на экранчике камеры.

5. Настройки монитора

Автоматическое зеркальное отображение при перевороте (Auto Mirror)

Очень полезная функция для съёмок самого себя без ассистента, по какой-то причине эта функция оказалась в настройках. Сперва настраиваем картинку, стоя за камерой как оператор, после чего переворачиваем монитор на 180° и занимаем своё место в качестве ведущего и проверяем своё положение по композиции и свету. Просто, понятно, удобно, работает безотказно.

Остальные настройки в подробном описании не нуждаются.

Загрузка пользовательских 3D LUT

В мониторе есть возможность использовать профили 3D LUT, в том числе как заводские, встроенные в монитор, так и пользовательские. Чтобы выбрать один из готовых пресетов LUT, нужно войти в меню, далее включить функцию работы с LUT, после чего уже выбрать сам пресет из имеющихся.

Также есть возможность загрузить пользовательские LUT при помощи SD-карты, всего можно загрузить до 50 пресетов. Загруженные пользовательские LUT будут оставаться в памяти монитора при выключении и повторном включении питания, SD-карту можно вынуть и спрятать. Эти пресеты будут заменены новыми при новом импорте.

В сети в ветках обсуждения монитора можно часто встретить один и тот же вопрос: как загрузить свои LUT, почему монитор их не видит, почему они не грузятся. Конечно, это камень в огород и производителю в том числе, так как найти внятную инструкцию как это сделать, непросто. Если совсем ничего не грузится, вероятнее всего, дело либо в неисправной карте SD, либо на неё записано что-то отличное от пресета LUT, либо в устаревшей прошивке монитора. Пользовательские LUT можно загрузить только одним способом – через меню с карты SD. У автора всё работало как надо, пресеты LUT грузились нормально.

Практика создания своего собственного LUT

Предлагаю в этом месте составить небольшой гайд по созданию своих собственных пресетов LUT для монитора Feelworld F6 Plus, гайд в теории должен сработать и для других мониторов. Итак, предположим, у нас есть заказ на производство видеоклипа для рок-группы. Также допустим для примера, что продюсер хочет видеть клип в контрастном ч/б. Это как раз хороший повод создать свой пресет и загрузить его в монитор, чтобы во время съёмки сразу же видеть картинку такой, какой мы планируем её видеть на монтаже.

Далее я приведу полную последовательность действий, и каждый уже сможет построить свою работу согласно своим требованием и возможностям. Для создания LUT будем использовать старый добрый Adobe Photoshop, вернее сказать, новый добрый, я использовал версию 2020 (21.2).

Чтобы создать свой пресет LUT для монитора, потребуется:

  1. Приехать на место съёмок с той камерой, на которую будем снимать клип и попробовать выставить тот свет, который планируется на съёмках. Необходимо снять 5-7 минут тестового видео, используя несколько разных ракурсов. Кстати, такая практика весьма полезна и без учёта построения профилей.
  2. Вернувшись к компьютеру, создаём папку с проектом, переписываем отснятое в эту папку.
  3. В монтажной программе, например Adobe Premiere, создаём новый проект и грузим в него отснятый тестовый ролик, находим на таймлайне 3-4 удачных ракурса, желательно с разной композицией и освещением.
  4. Делаем из найденного 3-4 стоп-кадра в формате jpg, сохраняем их в ту же папку.
  5. Создаём в Adobe Photoshop новый документ и помещаем в него все созданные стоп-кадры, разместив их каждый на своём слое.
  6. Добавляем корректирующие слои, делая всю обработку самого удачного снимка в ч/б согласно заданию. Проверяем действие корректирующих слоёв для всех остальных стоп-кадров. Задача – подобрать такие обработки, чтобы все тестовые кадры смотрелись хорошо с одними и теми же обработками.
  7. Делаем экспорт файлов и согласовываем полученные ч/б картинки с продюсером. Задача сильно упрощается, если и продюсером, и режиссёром, и оператором клипа является один и тот же человек, в этом случае данный пункт пропускаем. В противном случае вносим в корректирующие слои правки и повторяем до согласования.
  8. Создаём на основе обработок LUT: Файл > Экспортировать > Таблицы поиска цвета. Переписываем созданный файл .CUBE на карту SD.
  9. Грузим полученный LUT в монитор при помощи карты SD.
  10. При съёмке клипа выбираем в настройках монитора созданный LUT и видим картинку такой, какой она будет на монтаже.
  11. На монтаже также подгружаем этот же самый LUT для обработки отснятого материала.

Данная последовательность действий подробно показана в видеоролике.

Работа со звуком

Как я уже упомянул выше, монитор F6 Plus позволяет вывести на экран индикатор уровня аудио сигнала, а также вывести этот сигнал на наушники, что будет незаменимо для работы с камерами, у которых нет выхода на наушники. Я не устану это повторять, так как в реальной работе эта маленькая функция чрезвычайно важна, и была запорота не одна дорогая съёмочная сессия по той причине, что какое-то аудиоустройство работало не так, или не работало вовсе, был пережат какой-то кабель, штекер был воткнут не конца и так далее, в результате чего звуковая дорожка была испорчена.

Выход на наушники, как и разъём USB-C для питания от повербанка, расположены на нижней грани монитора (см. фото выше). Если использовать не Г-образные штекеры, а прямые, как на фото выше, то работать с монитором будет неудобно, так как невозможно будет подобрать нужный угол наклона – при повороте кабели заблокируют наклон.

Итак, выход на наушники в мониторе имеется, однако качество предусилителя оставляет желать лучшего, слышен сильный шум, у самого сигнала отсутствует низ и нижняя середина, к тому же имеется задержка 0,5 секунды. Конечно, очень хорошо, что вообще вывод сигнала на наушники есть, и он работает, однако чудес в виде чистого насыщенного звука ждать от монитора не стоит. Просто следует помнить, что при записи самого себя без ассистента эту функцию можно использовать только лишь для настройки звука, а говорить, слушая собственный голос в наушниках с шипением и задержкой будет сложновато.

Кронштейн для крепления на “холодный башмак”

В комплекте к монитору прилагается очень удобный L-образный кронштейн крепления на холодный башмак камеры или рига. Эта небольшая деталь выполнена без нареканий, крепится к камере надёжно, монитор держит уверенно, поворачивается с ощутимым усилием, но при этом плавно. Я акцентирую на этом внимание, так как в моих руках побывали десятки подобных кронштейнов и зажимов, которые люфтили, скрипели или ломались при первом же применении. Комплектный кронштейн выполнен на твёрдую пятёрочку, я использую монитор чаще всего именно с ним.

Кронштейн позволяет перевернуть монитор F6 PLUS на 180° для съёмки самого себя без ассистента, и изображение в мониторе автоматически перевернётся, никакие кнопки при этом нажимать не потребуется. На боковой грани кронштейн имеет дополнительный “холодный башмак” для установки аксессуаров, например, внешнего микрофона. На фото ниже хорошо виден кронштейн, как и на некоторых других.

Питание монитора

От сети 220V при помощи адаптера

Одним из самых жирных минусов монитора является отсутствие в комплекте адаптера для питания от сети 220V. Это решение вполне можно было бы понять, если бы предлагались комплекты как с адаптером, так и без, или в случае, если адаптер можно было бы запросто приобрести отдельно. Однако не тут-то было, чтобы найти в интернет-магазине этот адаптер, надо постараться, а тот адаптер, который удаётся найти, имеет американскую вилку, к тому же в его описании нет поддержки модели монитора F6 PLUS. Таким образом, велик риск купить несовместимый адаптер и напрасно потратить 900 рублей.

Я рискнул, и мне повезло: найденный мной адаптер подходит для F6 PLUS, к тому же он заботливо оснащён Г-образным разъёмом (см. фото выше). Было бы очень интересно узнать у производителя, откуда у него такая нелюбовь к своим покупателям и что такого сложного в обычном адаптере 12 V. Наверное, теперь любой обзор или тест той или иной техники следует начинать с комплектации – положили в коробку адаптер, или надо снимать со стены бубен, доставать из кармана кошелёк и начинать танцы.

От аккумуляторов Sony NP-F и Canon

Какой ёмкости выбрать аккумулятор Sony NP-F, каждый сможет решить согласно своим задачам, так как эти аккумуляторы имеют разные размеры и вес, и, соответственно, разную ёмкость. В линейке аккумуляторов Sony нас интересуют три модели: NP-F570, NP-F770 и NP-F970, и, конечно, в идеале нужно иметь в арсенале каждый из них, чтобы использовать согласно ситуации. У меня имеются только NP-F770 и NP-F970, с ними я проводит тестирование монитора.

Для увеличения универсальности производитель предусмотрел возможность питания и от аккумулятора Canon LP-E6, это оценят те, у кого камера использует именно эту модель батареи. Если есть необходимость максимально уменьшить вес монитора, сохранив при этом автономность, можно использовать и LP-E6.

В качестве жирного плюса можно отметить тот момент, что площадка для аккумуляторов встроена в корпус, а не съёмная, как это было устроено в некоторых предыдущих моделях. Все, кто возился с заменой этих площадок, несомненно, оценят этот факт, а новые пользователи воспримут его как само собой разумеющееся и вряд ли поймут, чему мы так радуемся.

От повербанка

Я пользуюсь простеньким компактным повербанком Usams 5000 мАч, его ёмкости как правило хватает на 1-2 полные зарядки смартфона. Как ни странно, монитор запросто работает от этого повербанка.

В очередной раз повторю, что так как интерфейс подключения повербанка USB-C находится на нижней грани монитора, необходим Г-образный кабель, который я довольно давно приобрёл для использования с другим устройством, и здесь он пришёлся как раз кстати (см. фото выше). При подключении кабеля USB был напрочь заблокирован выход на наушники, что хорошо видно на фото выше. Однозначно, разработчики сами своим же монитором не пользовались.

Питая монитор от повербанка, необходимо придумать, куда этот самый повербанк закрепить, так как оставить его висеть на проводе – решение в корне неверное. Здесь поможет китайский зажим-струбцина, который можно зацепить к ноге штатива, на него установить держатель, в котором и закрепить повербанк. Я закрепил повербанк к ригу, на боковой грани которого много удобных отверстий как раз для подобных целей.

Некоторые блогеры для описания этого процесса используют модное словечко “загриповать”, от английского grip – ручка, захват, зажим, тиски. Это, конечно, англицизм и сленг, однако в русском языке отсутствует слово, которое означало бы “надёжно и удобно закрепить какое-либо устройство на какую-либо поверхность или к какой-либо опоре при помощи стандартных инструментов и приспособлений, имеющихся в арсенале видеооператора”.

Если при питании от аккумулятора монитор отображал степень его заряда, то при работе от повербанка он, конечно, отобразить эту информацию не может, поэтому нужно следить за индикатором на самом повербанке.

Тест времени автономной работы монитора

Тест проводился при комнатной температуре, без пауз, аккумуляторы и повербанк были заранее полностью заряжены.

  • Аккумулятор Sony NP-F 770: 3 часа 47 минут.
  • Аккумулятор Sony NP-F 970: 5 часов 40 минут.
  • Canon LP-E6: 1 час 37 минут.
  • Повербанк 5000 мАч: 2 часа 24 минуты.

Выход 8V для питания камеры

На левой грани монитора, под разъёмами HDMI, где и должен был бы по идее располагаться разъём питания самого монитора, производитель для чего-то установил выход 8V. Я этим выходом не пользовался, так как для этого пришлось бы купить аккумулятор-пустышку, совместимый с моей камерой, и этим заниматься уже не хотелось. К тому же у меня имеется негативный опыт использования китайского аккумулятора-пустышки в связке с мой камерой (не все функции работают как положено), и я стараюсь использовать только фирменные аккумуляторы Canon для питания моей камеры. Использовать данную функцию или нет, каждый решает для себя сам. Я её не записал ни в плюсы, ни в минусы монитора. Возможно, кому-то она окажется палочкой-выручалочкой для обеспечения длительной записи видео, кто знает.

Солнцезащитный козырёк

Козырёк неудобный, и в большинстве случаев он просто не нужен. Вот бы козырёк сделать опциональным, а в комплект вместо него положить адаптер питания от 220V… Или, например, удобную сумку для переноски и хранения монитора. Что скажете, Feelworld?

Однако я погорячился. Конечно, козырёк будет незаменим при работе на ярком солнце, в случае, если солнечный свет напрямую попадает на монитор, а работать надо. У нас в Питере в зимние месяцы солнце настолько большая редкость, что в погожие яркие деньки меньше всего думаешь о мониторе и неудобствах, связанных с бликами и недостаточной яркостью.

Тест монитора на пленэре

В видеоролике показана работа монитора на пленэре в пасмурный день.

Для съёмки в яркий солнечный день козырёк будет необходим. В остальных случаях монитор отображает картинку корректно.

Выводы о работе с монитором FEELWORLD F6 PLUS

Имея довольно большой опыт работы с 7-дюймовым монитором Feelworld, я был готов ко всем особенностям работы с подобными устройствами и точно знал, что с тача камерой управлять не получится, оставалось только удостовериться в этом на практике. От тач-интерфейса монитора я ожидал большего, сперва он мне показался чрезвычайно неудобным, однако к завершению тестирования я к нему привык, поэтому могу сказать, что в целом тач – это хорошо. В любом случае, за тач-устройствами будущее, монитор без физических кнопок более компактный, лёгкий, да и дизайн у него более симпатичный. От прикосновения пальцев на стекле ожидаемо остаются следы, которые легко убираются мягкой салфеткой – всё как и при работе со смартфонами.

Сильно раздражает непродуманность расположения трёх важных и часто используемых интерфейсов на нижней грани монитора – питания 12V, выхода на наушники и входа питания USB-C, также возмущает отсутствие в комплекте адаптера питания от сети 220V. С другой стороны, качество картинки и точность цветопередачи настолько радуют, что разработчикам хочется простить все досадные ляпы.

Купил бы я этот монитор по полной цене, которую просит продавец? Однозначно нет. Я сумел его купить на распродаже за 50% цены, однако и эту сумму я считаю завышенной, учитывая все обнаруженные минусы и непродуманность конструкции.

Всем, кого не останавливают обнаруженные мной минусы и радуют плюсы, можно порекомендовать этот монитор, только если покупать не за полную цену, а дождаться распродажи, которые у продавца бывают постоянно.

Плюсы

  • Отличное качество картинки и точная цветопередача из коробки.
  • Удобный кронштейн для крепления на “холодный башмак”.
  • Расширенные возможности питания: 2 типа аккумуляторов, от блока питания 12V, от повербанка по USB-C.
  • Площадка для аккумуляторов встроена в корпус монитора.
  • Исчерпывающее количество опций вывода на экран вспомогательных инструментов.
  • Выход на наушники будет полезен тем, у кого в камере такого выхода нет.
  • Работа с пользовательскими 3D LUT.
  • Поддержка сигнала HDMI 4K30p, выход HDMI.
  • Три точки крепления 1/4"-20 для установки на кронштейны.
  • Компактные размеры и лёгкий вес позволяют использовать монитор в связке со стедикамом.

Минусы

  • В комплекте нет блока питания от сети 220 V. Это первый существенный жирный минус.
  • Разъёмы питания 12V, порт USB-C и выход на наушники 3,5 мм на нижней грани расположены крайне неудобно, в обязательном порядке понадобятся кабели с Г-образным разъёмом для каждого из этих интерфейсов. Пожалуй, это второй из самых существенных минусов монитора.
  • При работе монитор очень сильно греется.
  • Для настройки того или иного параметра требуется делать слишком много щелчков по экрану.
  • Аудиосигнал выхода на наушники низкого качества, слышен сильный шум.
  • Русский язык интерфейса лучше не включать вовсе.
  • Какие-то странности с обновлением прошивки.
  • Монитор не позволяет управлять камерой, хотя этот факт не является минусом напрямую, так как данная функция изначально не была заявлена.

Приложение 1. Технические характеристики FEELWORLD F6 PLUS

Спецификации экрана

  • Экран: 5,5-дюймовый сенсорный экран
  • Разрешение: 1920x1080 пикселей
  • Шаг пикселя: 0,0639 x 0,0213 мм
  • Плотность пикселей: 400 ppi
  • Соотношение сторон: 16:9
  • Яркость: 500 кд/м²
  • Контрастность: 1000:1
  • Углы обзора: 80°/80° (влево и вправо), 80°/80° (вверх и вниз)

Интерфейсы ввода/вывода

  • Вход: 1 х 4K HDMI
  • Выход: 1 x 4K HDMI
  • Выход постоянного тока 8V для питания камеры от аккумулятора монитора (адаптер для камеры приобретается отдельно)
  • Аудио: стерео наушники, джек 3,5 мм
  • Формат входа/выхода HDMI: 480i / 576i / 480p / 576p; 1080i (60 / 59,94 / 50); 720p (60 / 59,94 / 50/30/29/25/24 / 23,98); 1080p (60 / 59,94 / 50/30 / 29,97 / 25/24 / 24sF / 23,98 / 23,98sF); 4K UHD 3840 × 2160p (30 / 29,97 / 25/24 / 23,98 Гц), 4096 × 2160p (24 Гц)

Общие характеристики

  • Входное напряжение: DC 7–24 V
  • Потребление: ≤9 Вт
  • Рабочая температура: от -20 до +55 °C
  • Способ установки: 1/4”-20, три точки крепления (сверху, снизу, справа)
  • Размер монитора: 148×93×20 мм
  • Вес монитора без кронштейна: 235 г
  • Совместимые аккумуляторы: Sony F970, F960, F950, F930, F770, F750, F730, F570, F550, F530, QM91D, QM91, QM90D, QM90, QM71D, QM71, QM70D, QM70, QM51D, QM51, FM71, FM70. Canon LP-E6

Приложение 2. Комплект поставки

  • Монитор Feelworld F6 Plus
  • Кабель Micro HDMI – HDMI
  • Кронштейн крепления на холодный башмак
  • Солнцезащитный козырёк
  • Инструкция на английском

Благодарности

Благодарю Ауреля Вальтера и клуб The Right Place за помощь в работе над данной статьёй.

Видеообзор монитора Feelworld F6 Plus | Практика создания пресетов 3D LUT

© Константин Биржаков, февраль 2021 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны автором.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.