Главная Статьи и обзоры Штатив INNOREL RT85C – карбоновый, большой и удобный

14 декабря 2020 г.

Штатив INNOREL RT85C – карбоновый, большой и удобный

Многие начинающие фотографы и видеооператоры уделяют большое внимание выбору камеры и оптики, а также необходимым для съёмки аксессуарам, таким как накамерные мониторы, светильники, микрофоны, рекордеры и другим подобным. Разумеется, непосредственно желаемую картинку создают камера и объектив, в то время как все остальные приспособления только помогают в этом процессе и если влияют на получаемый результат, то лишь в той или иной степени. Штатив, как правило, располагается по значимости явно не на первом месте, а ближе к концу перечня необходимого оборудования. Казалось бы, какая разница, на какой штатив установить камеру, главное, чтобы она была закреплена на необходимой высоте и не шевелилась от ветра.

Однако любой опытный фотограф или видеооператор скажет, что штатив – важный рабочий инструмент, от которого зависит и точность настройки горизонта, и плавность проводок, а также и эргономика ежедневного использования, которая, несомненно, влияет на производительность и настроение оператора. Конечно, придя на съёмку с самым замечательным в мире штативом и севшим аккумулятором в камере, хороших снимков не получить, да, в общем-то, никаких не получить. И если фотолюбитель не будет сильно расстроен этим фактом и просто пожмёт плечами, то профессионал не сможет выполнить работу, ему важна каждая подобная мелочь. Штатив на съёмках нужен надёжный, удобный, функциональный и привычный, одним словом, – профессиональный, который день за днём будет помогать решать все поставленные задачи и не отвлекать от творческого процесса.

Выбор многих операторов – продукция итальянской фирмы Manfrotto, одного из лидеров отрасли, любой штатив этого бренда можно смело покупать и сразу же использовать в деле, то же можно сказать и про суббренд Gitzo. Многие модели штативов Manfrotto проверены автором неоднократно, они функциональные и надёжные, при этом, конечно, не лишены некоторых недостатков и стоят очень дорого, даже на вторичном рынке. Есть ли сегодня более доступные альтернативные предложения, при этом не уступающие по качеству итальянскому бренду? Что предлагают китайские производители?

Именно на эти вопросы мы и постараемся найти ответ в сегодняшнем исследовании: к нам в редакцию приехал карбоновый универсальный китайский штатив INNOREL под названием RT85C в комплекте с штативной шаровой головой U44. Мы заказали этот комплект в личное пользование на одной известной китайской интернет-площадке, причём продавцом выступал фирменный магазин производителя. Заказ приехал быстро, и пришло время попробовать в деле этот любопытный рабочий инструмент.

Для чего мы с нашей командой собираемся использовать этот штатив

Штатив INNOREL RT85C я заказал на замену большому и тяжёлому видеоштативу JetYang JY-0508B, от которого не так давно с трудом избавился. Про этот китайский видеоштатив я писал в одной из своих статей, он мне приглянулся на странице магазина, однако сразу не понравился, как только я вынул его из чехла, распаковав посылку. Пару лет я промучился в надежде, что смогу к нему привыкнуть. Не смог.

Новый штатив будет выполнять роль основного для видеосъёмки, в частности, для съёмки интервью. На иллюстрации ниже я схематично изобразил основной принцип расстановки оборудования для интервью, на RT85C будет установлена камера номер 1.

В нашей команде за все железки отвечаю я, и у меня сформировался такой принцип построения сцены для интервью – я всегда начинаю с формирования кадра для гостя. Так как гость в интервью находится в кадре примерно 70–80% времени, то эта картинка должна быть построена наилучшим образом, от неё уже будут построены другие, например камера ведущего номер 2 и камера номер 3 на стедикаме.

Большой и тяжёлый видеоштатив, наподобие JY-0508B, – довольно специфический инструмент, лично мне он был очень неудобен. Разумеется, камеру и все аксессуары он держал великолепно, он был неудобен именно в настройке. К тому же он настолько тяжёлый, что никакой речи о мобильности не идёт, такие штативы рассчитаны на то, что их привезут на съёмочную площадку и увезут обратно на грузовике.

Штатив RT85C, с другой стороны, компактный, лёгкий, и вместе с тем большой и устойчивый, в теории он запросто сможет выполнить все функции основного видеоштатива. К тому же нам достаточно обычной шаровой головы, так как мы не используем видеоголову по назначению – не делаем проводок, наклонов камеры или панорамирования, а настраиваем положение камеры один раз и больше при записи дубля не трогаем.

Конструкция штатива

Штатив INNOREL RT85C имеет складную конструкцию, он состоит из трёх телескопических 4-секционных ножек и средней регулируемой по высоте штанги, длина штатива с головкой U44 в сложенном состоянии составляет 50 см, вес – 2,4 кг. Ножки складываются не классическим способом, а “наверх”, другими словами, для того, чтобы сложить штатив, нужно на каждой из ножек освободить стопорный механизм и повернуть их на 180° наверх, к выдвинутой на максимум средней штанге. Несомненным плюсом этой конструкции является компактность. Минусы тоже имеются: во-первых, такую конструкцию несколько дольше собирать и разбирать, нежели классическую, и, во-вторых, каждый раз при сборке и разборке задействуется стопорный механизм ножек, который имеет конечное число циклов движений, что, в теории, быстрее приведёт к выходу его из строя. Второй минус, разумеется, лишь теоретический, его можно подтвердить или опровергнуть только при длительном активном использовании изделия в полевых условиях.

Ножки штатива изготовлены из 10-слойного углеродного волокна, конструкция телескопическая, с тремя зажимами. Диаметры трубок составляют: 32, 29, 26, 22 мм. Для использования штатива на льду, на песке, земле или в других подобных случаях можно установить на ножки металлические шипы, которые вместе с шестигранными ключами идут в комплекте, они спрятаны в кармане чехла. Металлические шипы имеют резьбу 3/8", они вкручиваются в нижнюю грань ножек вместо резиновых наконечников, которые нужно предварительно открутить. Резиновые наконечники, кстати, также снабжены винтами с резьбой 3/8".

Минимальная рабочая высота штатива с установленной шаровой головой U44 составляет 65 см, максимальная высота без выдвижения средней штанги – 157 см, максимально возможная высота с выдвинутой средней штангой – 187 см.

На двух ножках из трёх ближе к основанию предусмотрены удобные хваты из приятного на ощупь материала, напоминающего одновременно резину и плотный вспененный поролон, можно предположить, что это особый вид пенополиэтилена. Так или иначе, за эти хваты очень удобно брать штатив, они не позволяют рукам скользить, что очень полезно, особенно в мороз. Кстати, на некоторых весьма дорогих штативах от конкурентов таких хватов нет, на некоторых имеются.

Зажимы на ножках построены по принципу закручивающихся втулок, а не защёлок, как на многих штативах Manfrotto, с непривычки такая конструкция может показаться неудобной. Втулки-крутилки прорезинены, с насечками, крутить их удобно, зажимаются они туго, без усилий. И главный плюс механизма зажима ножек: если зажим ослабить, сегмент ножки выезжает вниз под собственным весом. Это чрезвычайно удобно, если, допустим, мы установили тяжёлую камеру с ригом, на риг закрепили монитор, рекордер, лампу и другие аксессуары, и тут нам понадобилось поднять камеру вместе со всей навесной конструкцией на 15-20 сантиметров. Это можно сделать при помощи средней штанги, однако если она уже на пределе, то достаточно слегка поднять левой рукой штатив, отпустить крепление, сегмент выедет вниз, после чего зажать крепление. И так три ножки по очереди, одной рукой. Удобно.

Средняя штанга имеет такой же зажим, как и сегменты на ножках. В крайнем верхнем положении камера будет слегка шататься, особенно, если на её риг закреплено оборудование, как в примере выше. Причём тот факт, что она будет шататься, совершенно не зависит от самого штатива, она будет шататься просто по законам физики, именно поэтому все видеоштативы, которые рассчитаны на большой груз, не имеют в своей конструкции подобной средней штанги. Я же искал мощный штатив именно со средней штангой, так как эти самые 10-15 сантиметров дополнительной регулировки по высоте мне чрезвычайно важны в работе. Я никогда не поднимаю камеру в максимально возможное положение, но и не опускаю штангу в самый низ основания, таким образом у меня всегда есть 5-10 сантиметров, за которые удобно штатив взять и переместить с места на место. С этой задачей INNOREL RT85C справляется на твёрдую пятерочку.

Средняя штанга имеет по всей длине паз, на нижнем её торце вкручена втулка с крючком для подвешивания рюкзака. Эта втулка откручивается, после чего штангу можно вынуть из своего посадочного места и перевернуть головой вниз. Тем самым можно опустить камеру очень близко к земле и снимать с нижней точки, правда, камера при этом будет перевёрнута. Разумеется, если камера в риге, её можно прикрутить как угодно, в том числе и за верхнюю грань, и она будет находиться в привычном положении. При установке штанги на своё место паз входит в шип, таким образом штанга не прокручивается вокруг своей оси при фиксации её стопорным механизмом. Вся эта конструкция тщательно продумана, и работать с ней одно удовольствие.

Голова U44

Основной зажимной винт

Если стандартная голова для съёмки фото оборудована тремя рукоятками-зажимами, которые позволяют регулировать камеру по горизонту, наклонять вперёд-назад и вправо-влево, то есть каждый зажим отвечает за свою ось, то основной особенностью шаровой головы является один единственный зажим, который фиксирует шар. Шаровые головы популярны благодаря компактным размерам и как раз этой своей особенности регулировки при помощи одного винта. И раз уже у нас имеется один главный винт регулировки, он должен быть выполнен идеально.

Но не в случае с U44. Основной зажимной винт в этой голове является одновременно и самым главным органом управления, и, к сожалению, самым слабым местом.

  • Во-первых, производитель зачем-то добавил к основному винту дополнительное узкое колесо, которое позволяет регулировать ход основного винта – он может иметь ход в несколько оборотов, а может в половину оборота. На степень зажатия шара это не влияет никаким образом, только на мнимое удобство использования.
  • Во-вторых, в зажатом состоянии колесо имеет свободный ход, или люфт, в пределах 45–60° поворота.
  • В-третьих, чувствуется, что во время прокрутки колеса внутри него перемещается смазка с характерным хлюпающим звуком, что, конечно, свидетельствует, что смазка внутри имеется, однако такое поведение основного рабочего колеса сложно назвать эталонным и правильным.
  • В-четвёртых, вращение этого винта сопровождается какими-то хорошо ощутимыми щелчками, которых в подобном механизме быть не должно.

Само по себе фиксирование шара в необходимом положении происходит надёжно, и никаких вопросов по этому поводу не возникает.

Настройка уровня

Любой оператор согласится, что правильный уровень горизонта в кадре чрезвычайно важен, причём как для фото, так и для видео. Для настройки по уровню штативная голова INNOREL U44 предлагает пользователю три пузырьковых уровня. Все эти три уровня расположены на верхней площадке головы, и расположены чрезвычайно неудобно.

Первый уровень находится внутри винта, который зажимает площадку. Какая-либо польза от этого уровня будет только в случае, если камеру расположить в вертикальной ориентации, для горизонтального расположения он бесполезен.

Второй уровень – сдвоенный, он чем-то напоминает аналогичный у строительного уровня, пузырёк в нём очень маленький, размером меньше миллиметра, к тому же перемещается он внутри своего резервуара очень медленно. Настраивать штатив при помощи этого уровня с непривычки неудобно, видимо, нужно приноровиться к взаимодействию с ним. Рассматривать пузырёк через лупу и никуда не торопиться.

Третий уровень представляет собой классический круглый уровень с пузырьком по центру, какой можно обнаружить в большинстве современных штативов. Он привычный, удобный, точный и не такой тормознутый, но вот беда – он расположен под съёмной пластиной. Таким образом, чтобы настроить штатив по уровню, нужно снять камеру со штатива, выполнить настройку, держа при этом камеру в руке или повесив на шею, после чего установить камеру на место. Захотелось слегка передвинуть штатив – двигаем, снимаем камеру, настраиваем уровень, устанавливаем камеру на место. О чём думали разработчики, разместив уровень под пластиной, остаётся загадкой. Экономили место?

Еще одним минусом всей конструкции штатива RT85C вместе с шаровой головой U44 является полное отсутствие какого-либо уровня на самом основании штатива. Допустим такую ситуацию: мы выбрали место съёмки на пленэре и установили штатив, при этом одна из ног попала на неровность почвы и оказалась выше других, штатив установлен криво. Вполне стандартная ситуация, без уровня мы своими глазами это увидеть не можем, по крайней мере не сможем установить его точно по уровню. Что нам остается? Снять пластину и по верхнему круглому уровню с пузырьком отрегулировать голову, чтобы пузырёк оказался точно в центре. Вопрос: штатив стоит прямо? Ответ: нет, он как был установлен криво, так и продолжает стоять криво, эту кривизну мы компенсировали наклоном верхней площадки головы. На изображении ниже этот пример продемонстрирован утрировано.

Теперь, если мы захотим снять панораму, мы получим сильный крен, и панорама не склеится. Если мы захотим снять проводку на видео, получим при повороте сильный крен, видео будет испорчено. На профессиональных штативах в обязательном порядке имеются уровни как на основании штатива (куда прикреплены его ножки), так и на верхней площадке головы. Это два зависимых узла, и только настроив сам штатив по уровню уже можно приступить к настройке головы, а не наоборот.

При работе со штативом INNOREL RT85C и головой U44 большое значение начинает играть встроенный в саму камеру индикатор уровня, благо многие производители стали заботиться, чтобы этот инструмент в камере был.

Arca-Swiss

Площадка в штативной головке U44 совместима со стандартом Arca-Swiss, и это очень удобно. Однако, как и в любом изделии, в этой площадке можно найти как плюсы, так и минусы.

Несомненным плюсом можно назвать сам стандарт Arca-Swiss, он позволяет запросто устанавливать почти любые камеры в ригах, так как у большинства ригов нижняя площадка совместима с Arca-Swiss. Таким образом, можно снимать и устанавливать на штатив камеры, вообще не используя площадку, которая идёт в комплекте (см. фото ниже). Конечно, площадку нужно всегда иметь с собой в рюкзаке на съёмках, так как она может пригодится коллегам, или, например, чтобы установить на штатив другие аксессуары при необходимости.

Неудобством практически всех пластин стандарта Arca-Swiss можно назвать способ фиксации пластины на голове – пластина зажимается только при помощи винта, того самого винта с пузырьковым уровнем. Пластина зажимается прочно и надёжно, однако быстросъёмной её не назвать. Например, площадки стандарта Manfrotto имеют защёлки, таким образом можно моментально снять и так же моментально установить камеру на штатив. Площадки Manfrotto несовместимы с Arca-Swiss, однако существует множество переходных адаптеров с одного стандарта на другой, например, такие делает компания Hejnar Photo.

Сама по себе конструкция съёмной пластины у головы U44 очень удобная, на верхней грани расположены резиновые накладки, на нижней имеются стопорные втулки, а винт с резьбой 1/4 можно закручивать от руки без применения отвёртки.

Зажимы вращения

Про зажим, который фиксируют вращение головы вокруг своей оси, сказать много не получится, так как зажим есть, и он свою функцию выполняет. Мне довелось иметь дело с многими китайскими головами, как для видео, так и для фото, и могу сказать, что ни один подобный зажим не мог регулировать усилие, с которым вращалась бы голова. Другими словами, либо мы зажим отпускаем, и голова вращается с каким-то постоянным сопротивлением, либо мы его фиксируем, и она перестаёт вращаться вовсе, надёжно фиксируясь в заданном положении.

Те же слова можно сказать про винт, который фиксирует вращение верхней площадки. Вращение верхней площадки, по всей видимости, будет полезно при фиксировании камеры в вертикальном положении, чтобы отрегулировать картинку выше-ниже. Я этой функцией ни разу не пользовался.

Превращение штатива в монопод

Идея превращения штатива в монопод спорная: не всем она необходима, она удорожает изделие, усложняет конструкцию и увеличивает теоретическую вероятность поломки узла, хотя ломаться там по сути нечему. Для использования ножки в качестве монопода нужно открутить её от штатива, прикрутить к ней штативную голову, открутить снизу резиновую ножку и прикрутить треногу. Треногу можно использовать любую совместимую, винт 3/8". Оригинальная тренога от компании INNOREL называется PW50, её можно купить дополнительно. На примере ниже я использовал треногу Andoer, которую использую в тандеме со стедикамом Zhiyun Crane, но это совсем другая история.

Для того, чтобы прикрутить к ноге штативную голову, голову сперва нужно открутить от средней штанги, под ней будет находиться круглая площадка, которую в свою очередь необходимо открутить от своего посадочного места на средней штанге. Делается это при помощи самого маленького из трёх шестигранных ключей, которые идут в комплекте. Так что всем, кто собирается использовать штатив и в качестве штатива в классическом понимании, и монопода, этот ключик необходимо хранить в кармане сумки и не терять.

Чехол

Выбирая штатив, на чехол мы обращаем внимание в последнюю очередь. В комплекте с RT85C идёт удобный чехол-сумка, с ручками, наплечным ремнём с регулировкий и карманом на молнии. Молния основного раздела внушает доверие – механизмом, конечно, гвозди забивать не получится, тем не менее, он большой и выглядит надёжно.

Кстати, сам по себе подобный чехол будет отнюдь не дешёвым, если его захочется приобрести, да и подобрать его точно по размерам штатива будет непросто. Чехол есть в комплекте, он удобный, и это хорошо. Кстати, многие профессиональные пейзажные фотографы и видеооператоры переносят штатив без чехла, прикрепив его в боковой стенке рюкзака, что представляется очень удобным. Однако во время транспортировки штатив обязательно должен быть в чехле.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Материал – углеродное волокно
  • Высокое качество исполнения всех узлов
  • Твёрдо стоит на ногах
  • Гибкие настройки по высоте, пользоваться штативом удобно
  • Средняя штанга с регулировкой по высоте
  • Две ножки имеют удобные держатели из специального материала
  • Компактные размеры в сложенном состоянии, лёгкий вес
  • Удобная сумка для переноски с карманом для мелочей
  • Возможность использования одной ноги в качестве монопода
  • Съёмные шипы для ножек с винтом 3/8"
  • Доступная цена
  • Шесть комплектов на выбор в магазине производителя

Минусы

  • На основании штатива нет уровня
  • Шаровую голову U44 сложно рекомендовать к покупке
  • Сама идея превращения штатива в монопод спорная

Выводы

Сам штатив очень понравился: он большой, устойчивый, удобный и вместе с тем компактный и лёгкий, пользоваться им приятно. Единственным минусом можно назвать отсутствие пузырькового уровня на основании, однако для профессионального использования этот минус настолько существенный, что при выборе данной модели обязательно следует обратить внимание на этот момент. Спорным решением можно назвать способность превращения в монопод – для многих это будет большим плюсом, так как можно использовать один инструмент в зависимости от ситуации. Для тех, кому монопод не нужен, было бы хорошо иметь в модельном ряду вариант без этой функции.

Штативную шаровую голову U44 сложно назвать профессиональной, от её покупки лучше отказаться в пользу других решений.

* * *

В арсенале компании INNOREL есть ещё более массивный штатив под названием RT90C, он не имеет средней штанги, ножки у него также выполнены из карбона, на основании имеется пузырьковый уровень, он продаётся без головы и способен выдержать нагрузку 20 кг. И ценник этого штатива уже сложно назвать доступным, скорее к нему подходит эпитет “профессиональный”, однако подобные изделия от конкурентов стоят ещё дороже. Вполне вероятно, RT90C будет нашим очередным приобретением, время покажет.

Приложение

Технические характеристики RT85C

Бренд INNOERL
Модель RT85C
Материал Трубки: углеродное волокно

Несущие части корпуса: cплав алюминия

Вес с головкой U44 2,4 кг
Максимальная нагрузка 25 кг
Максимальная высота 187 см
Длина в сложенном виде 50 см
Секции 4
Максимальный диаметр трубки 32 мм

Технические характеристики головки U44

Бренд INNOREL
Модель U44
Материал Сплав алюминия
Вес 0,52 кг
Максимальная нагрузка 25 кг
Высота 108 мм
Диаметр шара 44 мм
Диаметр основания 58 мм
Резьба для крепления к штативу 3/8"
Площадка Arca-Swiss

38x70 мм

высота 10 мм

зажимной винт для камеры 1/4”

Видеообзор штатива

© Константин Биржаков, декабрь 2020 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны автором.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.