Главная Статьи и обзоры Выбор объектива для пейзажной съёмки

05 июля 2020 г.

Выбор объектива для пейзажной съёмки

Выбор фотокамеры для работы, хобби или творчества – всегда непростое занятие. А если выбор уже сделан, и выбрана камера со сменными объективами, зеркальная или беззеркальная, рано или поздно возникнет другая проблема – какой для неё выбрать объектив. Недаром большинство производителей предлагают приобрести камеру в комплекте с универсальным объективом (“kit”, на жаргоне фотографов “кит”), а для более опытных фотографов предлагается только корпус камеры (“body”, на жаргоне “тушка”).

Комплектный объектив в большинстве случаев предлагается начального уровня, он позволит покупателю познакомиться с возможностями камеры и сделать свои первые кадры и снять видеоролики. Как правило, это универсальный объектив, рассчитанный для любых сюжетов. Однако новички при наличии интереса и таланта учатся очень быстро, и буквально через пару месяцев этот объектив по различным причинам их перестаёт устраивать, им хочется больше, резче, дороже, светлее, тяжелее или, например, престижнее.

Насчёт того, какой объектив выбрать, ведутся бесконечные многостраничные обсуждения и споры на форумах и в соцсетях, причём ведутся они не переставая с того момента, как появились цифровые камеры с возможностью смены объективов и, соответственно, объективы для них. Эта статья не будет продолжать традицию данных споров, а будет носить лишь практический характер – на простых примерах мы рассмотрим аспекты съёмки на различные объективы, и, таким образом, внесём свой скромный вклад в процесс выбора оптики.

Жанров съёмки великое множество, и лучше всего начать с самого распространенного и доступного для большинства начинающих фотографов – с пейзажа. Пейзаж можно снимать, уже выйдя из дома на улицу или дойдя до ближайшего парка. Можно снимать городские, сельские, морские пейзажи. Можно снимать в любое время года и в любое время суток. Пейзаж мы чаще всего снимаем на отдыхе, во время какой-то поездки, прогулки, просто ради удовольствия. Съёмка пейзажа у начинающих редко ассоциируется с тяжёлой работой и преодолением трудностей, хотя на самом деле всё обстоит именно таким образом, недаром у фотографов есть поговорка «без труда не вытянешь и фотку из кита».

Конечно, дополнительно к пейзажной, чаще всего добавляется и портретная съёмка, однако сегодня мы не будем её касаться. Портрет – жанр намного более разноплановый, и является темой отдельной статьи.

Оборудование для тестовой съёмки

Прежде чем приступить к рассмотрению практических примеров, следует рассказать, на какой комплект оборудования будет вестись съёмка. Следуя своим же рекомендациям из прошлой статьи, мы не стали усложнять и без того непростую задачу и использовали технику, которая была у нас в редакции.

В качестве камеры будет выступать «народная» полнокадровая зеркалка Canon EOS 6D Mark II – наверное, лучшая доступная зеркальная фотокамера с полнокадровой матрицей, примерно год назад мы провели её большое тестирование и сняли подробный фильм. Камера ни разу нас не подвела, и на все 100% отрабатывает свои функции – все наши мастер-классы, репортажи и видео сняты с её участием, это основной рабочий инструмент.

Вместе с камерой 6D Mark II мы используем батарейную ручку, которая просто незаменима для съёмки наших роликов, например, два полностью заряженных аккумулятора позволили нам непрерывно снимать видео на протяжении 5 часов для проекта “Весенний образ: работа визажиста и стилиста”. Ручка снимается с камеры только для работы со стедикамом.

Однако в случае с пейзажной съёмкой всё не так однозначно – гораздо проще носить с собой в фотосумке запасной заряженный аккумулятор, в таком случае камера будет занимать гораздо меньше места и весить будет существенно легче. К тому же при съёмке фотографий аккумулятор продержится дольше, нежели при съёмке видео, да и удобство эргономики ручки для пейзажей сомнительна. Мы всегда используем батарейную ручку, однако здесь каждый фотограф делает свой выбор, новичкам же можно посоветовать в любом случае приобрести запасной аккумулятор и брать его с собой на съёмки.

В качестве подопытных будут выступать три претендента на лавры “лучшего объектива для пейзажной съёмки”:

  • Canon EF 17-40mm F/4 L USM
  • Canon EF 50mm F/1.8 STM
  • Canon EF 70-200mm F/4 L IS USM

Именно такой выбор оптики для обзора был сделан, во-первых, благодаря тому, что эти объективы у нас есть в наличии, а, во-вторых, мы используем три ярко выраженных типа объективов. Первый – широкоугольный, второй – стандартный светосильный фикс, третий – телевик со стабилизатором, наличие которого необходимо на длиннофокусной оптике. Таким образом, мы не только закроем почти весь диапазон фокусных расстояний от 17 до 200 мм, но и протестируем в работе три различные типа оптики. Обращаем внимание, что у нас полнокадровая камера, и фокусные расстояния соответствуют заявленным на объективе. При использовании камеры с матрицей с кроп-фактором, следует учитывать этот момент. Снимаем в формат RAW, проявка в Lightroom Classic без кадрирования.

Сюжет 1. Виды природы

Для начала снимем самый простой и незатейливый пейзаж, который можно найти в любом городском парке, главное, чтобы повезло с погодой. В кадре у нас зелёные деревья, пруд или небольшое озеро и лодочная станция. Было бы шикарно попросить друзей попозировать в лодочке где-нибудь на среднем плане, но сегодня мы не будем усложнять.

Снимаем с одной точки, установив штатив на берегу и выровняв его по горизонту. Конечно, можно снимать с рук, однако мы установим камеру на штатив, так как для чистоты эксперимента нам принципиально иметь одну и ту же точку съёмки, меняться будут только объективы, в то время как камера останется неподвижной.

Пример 1.1. 17-40, Фокусное расстояние 17 мм

Пример 1.2. 17-40, фокусное расстояние 28 мм.
Для данного сюжета подходит просто идеально

Пример 1.3. Полтинник 50 мм

Пример 1.4. Телевик 70-200, фокусное расстояние 100 мм

Пример 1.5. Телевик 70-200, фокусное расстояние 200 мм

Пример 1.6. Телевик 70-200, фокусное расстояние 200 мм,
панорама из 4 вертикальных кадров

Краткое резюме. Как несложно заметить, для данного сюжета самым оптимальным фокусным расстоянием будет примерно 28-35 мм – кадр получится в меру широкий, похожий на картину в музее. Фикс 50 мм не передаёт нужной атмосферы, сжимая кадр и обрезая деревья. Телевик способен выхватить интересные детали, например, парочка с белым зонтиком в лодке здесь смотрелась бы весьма неплохо. Если снимать панораму, для этого сюжета будет оптимально использовать телевик и фокусное расстояние в пределах 70-100 мм. На примере 1.6 можно заметить, как «отработал» автоматический баланс белого – правое фото имеет совершено неверный оттенок. Хорошо, что при склейке Lihgtroom смогла исправить нашу ошибку. При съёмке панормам все без исключения параметры необхомо контролировать вручную.

* * *

Прогуливаясь по берегу моря, очень часто можно встретить сюжет, в котором на переднем плане окажутся какие-то объекты, например камни и деревья, а на заднем плане будет море до горизонта. Мы сняли и такой сюжет, однако в этом примере мы, меняя объективы, не стояли на одном месте, а отходили от объекта съёмки и подходили к нему так, чтобы деревья в кадре составляли примерно одинаковую композицию.

Пример 1.7. 17-40 мм, фокусное расстояние 17 мм

Пример 1.8. 50 мм

Пример 1.9. Телевик 70-200, фокусное расстояние 80 мм

Краткое резюме. Для данного сюжета сложно выбрать оптимальное фокусное расстояние, так как во всех трёх примерах у нас получился совершенно разный кадр, несмотря на то, что мы пытались поместить деревья в рамку кадра по возможности одинаково. Обратите внимание на форт на заднем плане – на 17 мм он расположен далеко, почти на самом горизонте, в то время как телевик сжимает расстояние, и кажется, будто форт расположен совсем рядом от берега, до него рукой подать.

* * *

Повторим этот же сюжет, снимая не против солнца, а в противоположную сторону.

Пример 1.10. 17-40 мм, фокусное расстояние 17 мм

Пример 1.11. 50 мм

Пример 1.12. Телевик 70-200, фокусное расстояние 80 мм

Краткое резюме здесь будет таким же, как и в предыдущем примере. Все три фокусных расстояния отрабатывают хорошо. Телевик сжимает пространство, и дамба на заднем плане как будто приближается к зрителю. Снимая телевиком, следует учитывать, что мы не сможем сохранить глубину резкости по всему кадру, – как ни зажимай диафрагму, фокусное расстояние телевика не позволит резко прорисовать и траву в паре метров от фотографа, и дамбу на заднем плане. Снимая на эту оптику, надо стараться не помещать на передний план много объектов, а фокусироваться на дерево, так как именно дерево занимает большую часть кадра.

Сюжет 2. Берег моря, закат

В прогулках по берегу моря, наш любимый сюжет – закат солнца. Мы любим прогуливаться в таком месте, где солнце в любое время года садится в воду, это возможно благодаря уникальному расположению парка в виде вытянутого мыса. Снимая закат, можно делать кадры в стиле минимализма – вода, небо и солнце где-то по центру кадра. Чтобы разнообразить кадр, можно поместить на передний план камни, лодочку, мостки, камыши или какой-то другой объект.

Пример 2.1. 17-40 мм, фокусное расстояние 22 мм

Пример 2.2. 50 мм

Пример 2.3. 70-200 мм, фокусное расстояние 70 мм

Пример 2.4. 70-200 мм, фокусное расстояние 135 мм

Краткое резюме. Фотографируя море и морской закат, можно использовать весь арсенал оптики, и каждый объектив выдаст свою уникальную картинку. Эти пейзажи отлично выходят как на широкоугольную оптику, так и на телеобъектив. А если хочется получить в кадре большое оранжевое закатное солнце, то без хорошего телевика не обойтись никак, причем чем больше фокусное расстояние, тем крупнее будет заходящее светило.

Очень хорошо будут смотреться птицы на фоне закатного неба. Как-то раз мы были свидетелями интересного действа – компания фотографов пришла на берег моря с большим батоном, все установили свои штативы, после чего начали кормить чаек. Дождавшись момента, когда вокруг собралась немаленькая стая, один из них пугал птиц, в то время как остальные делали великолепные кадры на фоне заходящего солнца. Птицы быстро включались в игру, и, покружив, возвращались за угощением, после чего всё повторялось, пока солнце не скрылось за горизонтом и батон не закончился.

Обратите внимание на брызги, снятые на телевик в примере 2.3. Из-за малой глубины резкости придётся выбирать, на какую точку наводить фокус. В нашем случае брызги оказались не в фокусе, зато проработан задний план. Вероятно, кто-то сочтёт более правильным фокусироваться на брызгах воды на переднем плане.

Сюжет 3. Лесная глушь

Гуляя по лесу, часто можно встретить интересный сюжет для пейзажа. И тот, кто берет с собой в лес по грибы и ягоды кроме корзинки ещё и камеру со штативом, несомненно, сможет найти сюжет для съёмки. В нашем примере мы хотели показать заодно и лесную речку, чтобы обратить внимание на ISO. Чтобы вода не размывалась совсем в “молоко”, а была похожа на текущий ручей, выдержку не следует удлинять более 0,5 секунды, для этого придётся поднимать чувствительность ISO, в нашем случае ISO 400.

Пример 3.1. 17-40 мм, фокусное расстояние 17 мм

Пример 3.2. 50 мм

Пример 3.3. 70-200 мм, фокусное расстояние 70 мм

Краткое резюме. Неожиданно, но в лесу можно найти применение любой оптике. К тому же здесь будет совсем не лишним макрообъектив, который позволит снимать, например, насекомых или цветы крупным планом. Классический сюжет – паутина в капельках после дождя в контровом свете может отлично получиться на телевик или на макрообъектив.

Обратите внимание, что на фокусном расстоянии 17 мм очень просто получить большую глубину резкости – диафрагма F/11 позволяет резко проработать как папоротник на переднем плане, так и деревья на заднем. Уже на 50 мм диафрагма F/11 не позволяет достичь такого же эффекта, не говоря уже про телевик. Снимать данный сюжет с фокусным расстоянием более 70 мм не имеет смысла. Комары в лесу очень злые.

Сюжет 4. Ночной город

Ночные городские сюжеты желательно снимать сразу после заката солнца, как включатся фонари подсветки, не дожидаясь, пока небо станет совсем чёрным. В середине лета в Санкт-Петербурге период Белых ночей, поэтому снимать можно всю ночь до утра, чёрным небо станет только ближе к началу августа.

Пример 4.1. 17-40 мм, фокусное расстояние 28 мм

Пример 4.2. 50 мм

Пример 4.3. 50 мм, панорама из 3 горизонтальных кадров

Пример 4.4. 70-200 мм, фокусное расстояние 120 мм

Пример 4.5. 70-200 мм, фокусное расстояние 100 мм,
панорама из 7 вертикальных кадров

Пример 4.5. 70-200 мм, фокусное расстояние 100 мм,
панорама из 5 горизонтальных кадров

Краткое резюме. Подобный сюжет нет смысла снимать без длиннофокусной оптики. Если хочется получить широкий кадр, можно снять панораму, причём как из горизонтальных, так и вертикальных кадров. Сложностью может стать сильный ветер, который будет неминуемо приводить к тряске длиннофокусного объектива, даже при условии установки камеры на надёжный тяжёлый штатив.

Выводы

Выводов из сегодняшнего исследования будет несколько.

Первый, и самый главный, вывод будет состоять в том, что нет универсального фокусного расстояния, которым можно было бы снимать пейзажи. И также будет неправильным сказать, что вот этот объектив – пейзажный, а вот тот для пейзажей не годится. Как показывают наши простые примеры, в каждом конкретном случае на все 100% отрабатывает какой-то один из трёх объективов, а в некоторых случаях, как с лесным пейзажем, все три способны выдать отличную картинку.

Второй вывод – серьёзному пейзажному фотографу в обязательном порядке понадобятся как минимум два объектива: широкоугольный и телевик. Без фокусного расстояния в районе 50 мм в принципе можно обойтись, хотя эта оптика не такая тяжёлая, и можно рекомендовать любому фотографу иметь полтинник в свой сумке. К тому же не стоит забывать, что полтинник будет незаменим при съёмке в других жанрах.

Третий вывод – для дальних поездок и путешествий можно смело рекомендовать универсальный зум, для Canon это будет, например, 24-105 F/4L USM. Этот зум всегда будет установлен на камере, и не нужно будет постоянно менять объективы, к тому же и места в сумке камера с объективом будет занимать не так много. Как демонстрируют наши примеры, мы очень редко использовали фокусные расстояния менее 24 и более 120 мм, это и есть те самые наиболее востребованные цифры. Для профессиональных целей, разумеется, каждый самостоятельно примет решение о выборе оптики. Профессионалы как правило снимают на два объектива – широкий и теле, и не используют универсальные зумы.

Четвёртый вывод будет про штатив, который в пейзажной фотографии необходим. Можно, конечно, опираться на какое-то бревно, прислоняться к забору или дереву или пытаться удержать камеру в руках. Однако если хочется получить по-настоящему достойный результат, без лёгкого тревел-штатива не обойтись никак.

Пятый – про картины в музее. Для новичков есть отличное упражнение – придя в музей, в котором, как правило выставлено много картин, внимательно рассматривайте пейзажи. Попробуйте угадать, на какой тип оптики и с каким фокусным расстоянием можно было бы сделать подобный снимок, окажись фотограф на том же месте, что и художник с мольбертом.

Желаем всем нашим читателям творческого настроения и отличных снимков!

© Константин Биржаков, 2020 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны автором в июле 2020 года специально для работы над этой статьёй.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»