Главная Статьи и обзоры Выбор объектива для портретной съёмки

30 августа 2020 г.

Выбор объектива для портретной съёмки

Портрет, наверное, самый популярный жанр съёмки. Мы фотографируем друг друга на отдыхе, в путешествии, на прогулке, во время праздника, да и просто так каждый день. А что уж говорить про блогеров, которые документируют всё вокруг в режиме 24/7.

Конечно, проще всего делать снимки друг друга или себя любимого на смартфон – он всегда под рукой, к тому же многие смартфоны имеют в корпусе сразу несколько камер с разными фокусными расстояниями, да и качество этих камер растёт буквально с каждым днём. К тому же почти все смартфоны предлагают так называемый «портретный» режим, программно размывая задний план, правда, делают это с переменным успехом. И, наконец, снимок, снятый на смартфон, можно тут же обработать модным фильтром и опубликовать в любимой соцсети.

Однако те, кого не устраивает результат, который выдаёт камера смартфона, рано или поздно задумываются о покупке фотокамеры и объектива к ней. Какой объектив выбрать? Этот вопрос задают многие новички, так как объективов много, на любой вкус и кошелёк, и к этой покупке следует подойти вдумчиво, взвесив все за и против и сделать правильный выбор. В конце концов, объективы не каждый день покупают. А какой именно выбрать объектив для съёмки портрета, мы и рассмотрим в нашей статье на конкретных примерах.

Оборудование для съёмки

В качестве камеры будет выступать полнокадровая зеркалка Canon 6D Mark II. В сюжете под номером 3 мы подключим к работе Canon M50 – это беззеркальная камера с матрицей формата APS-C, то есть с кроп-фактором 1,6. Чтобы установить на неё объективы EF, будем использовать адаптер Viltrox EF – EF-M.

За право называться «лучшим объективом для съёмки портрета» сегодня будут вести спор следующие представители (на фото слева направо):

  1. Canon EF 17-40mm F/4 L USM
  2. Canon EF 85mm F/1.8 USM
  3. Canon EF 50mm F/1.8 STM
  4. Гелиос 44-2 с переходником M42 – EF
  5. Canon EF 70-200mm F/4 L IS USM

Первый – классический широкоугольный объектив 17-40 мм серии L, с постоянной светосилой F/4, наша палочка-выручалочка на протяжении многих лет, с его помощью было сделано немало интересных проектов. Второй и третий – популярные светосильные «фиксы», то есть объективы с фиксированным фокусным расстоянием, причём 85 мм считается классическим «портретником», а 50 мм – универсал, который многие используют в качестве штатного для повседневной съёмки. Советский объектив Гелиос 44-2 в особом представлении не нуждается, это объектив с полностью ручным управлением как фокусировкой, так и диафрагмой. Телевик 70-200 мм также относится к серии L, у него постоянная светосила F/4 на всём диапазоне зумирования, его можно назвать профессиональным решением и младшим братом аналогичной модели, со светосилой F/2.8.

Как и в статье про выбор объектива для пейзажей, в самом начале этого исследования следует уточнить, что данный набор тестовой оптики составлен, во-первых, среди наиболее популярных моделей объективов, а, во-вторых, из тех объективов, которые у авторов были в наличии. Разумеется, можно дополнить список претендентов, однако это излишне усложнит исследование.

Все снимки сделаны в формате RAW, проявка в Lightroom Classic без художественной обработки. Для всех портретов выполнена необходимая ретушь.

Методика тестирования

Конечно, для съёмки на пленэре можно привезти в парк комплект студийного света и запитать его от дизельного генератора, который спрятать неподалеку в кустах, можно использовать аккумуляторные решения. Однако нет никакого смысла настолько усложнять процесс съёмки, мы будем снимать портреты в условиях, максимально приближенных к тем, в которых большинство фотолюбителей снимают друг друга каждый день. Из дополнительного оборудования на пленэре нам поможет только небольшой походный отражатель, который может взять с собой на прогулку любой фотограф, – в сложенном виде он запросто помещается в карман куртки. В арендованной студии мы, само собой, будем использовать оборудование, которое предоставляет студия, в нашем случае это свет Profoto.

Сюжет 1. Портрет на пленэре

1.1. Можно ли использовать «ширик» для портрета?

Наше тестирование мы начали с творческих поисков. Целью первой фотосессии было, во-первых, придумать методику тестирования, а, во-вторых, поснимать портрет на широкоугольный объектив 17-40 мм. Ниже мы приводим результат.

17 мм 40 мм
40 мм 17 мм 17 мм

Можно сделать вывод, что, широкоугольный объектив позволяет сделать интересные портреты, для которых напрашивается эпитет «портрет в пейзаже».

1.2. Сравнение фокусных расстояний

В данном тесте нашей задачей было снять примерно одинаковый портрет на 4 различных объектива, используя одни и те же настройки камеры – режим приоритета диафрагмы A, ISO 100, F/4. Сразу следует отметить, что снять одинаковый портрет на все четыре объектива не получится никаким образом, вот наш результат:

17-40,
фокусное 28 мм
50 мм 85 мм 70-200,
фокусное 190 мм

Ниже мы соединили все 4 фотографии в одну для наглядности:

Выводы по раунду 1.2 можно сделать такие:

  1. Широкоугольный объектив явно не для этого сюжета, даже 28 мм оказались слишком широкими, не говоря уже о 17 мм, которые мы даже приводить здесь не стали – пропорции искажаются излишне сильно, что неприемлемо.
  2. Снимая на телевик и фокусное расстояние 200 мм, желательно иметь какую-то опору, так как при прочих равных выдержка будет длиннее, и удержать объектив даже с включённым стабилизатором будет непросто, или придётся увеличивать ISO.
  3. В этом раунде однозначно победил портретник 85 мм.

Приведём еще несколько фотографий, снятых на 85 мм:

Объектив 85 мм просто создан для подобного сюжета

1.3. Фокусное расстояние 85 мм при помощи трёх разных объективов

Есть ли смысл использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием 85 мм, или можно снять такой же сюжет на зум-объектив, выставив на нём такое же фокусное расстояние? Будет ли в этом случае видна какая-то разница?

Мы решили в качестве эксперимента снять 3 портрета с одинаковыми настройками экспозиции – режим A, ISO 100 и F/4. Первый снимок – фикс 85 мм, второй – телезум 70-200, третий – универсальный зум EF 24-105 F/4 L, этот объектив появился в нашем обзоре только один раз и только ради этого теста. На зумах мы при помощи шкалы на объективе выставили примерно 85 мм, и, несмотря на то, что именно такого деления там нет, у нас всё получилось.

85mm F/1.8 USM 70-200mm F/4 L IS USM 24-105mm F/4 L IS USM

Выводы по раунду 1.3 можно сделать следующие:

  1. Преимущество фикса 85 мм будет заметно на более открытых диафрагмах, в то время как оба зума ограничены значением F/4.
  2. Оба зума – отличные портретные объективы, которые запросто можно использовать в творческих съёмках.

1.4. Сравнение: Гелиос 44-2 и фикс 85 мм

Выставив одинаковую диафрагму F/2, мы сняли один и тот же сюжет, чтобы продемонстрировать различие в рисунке, в том числе в рисунке боке.

Гелиос 44-2 85mm F/1.8 USM

Используя Гелиос, сложно получить такую же резкость, контрастность и детализацию, которую обеспечивает 85 мм. Однако Гелиос позволит получить характерное боке и мягкую, свойственную только ему картинку, а на пёстром разноцветном фоне отчётливо просматривается эффект «закручивания» заднего плана. Рассматривая два снимка бок-о-бок, выбрать какой-то один очень сложно, они разные.

* * *

В завершении рассказа про первый сюжет приведём ещё несколько портретов, которые мы сняли во время нашей фотосессии.

Md: Елена Уварова

Сюжет 2. Студийный портрет

2.1. Можно ли использовать «ширик» в студии?

Фокусное расстояние 17 мм подойдёт для спецэффектов, в то время как 40 мм выглядит более классически:

17 мм 40 мм

На фокусном расстоянии 17 мм можно придумать интерсно использовать студийное пространство:

Съёмка в полный рост:

40 мм

2.2. Съёмка на Гелиос 44-2 в студии

Ниже приведём несколько примеров съёмки на Гелиос 44-2. Если не принимать во внимание необходимость фокусировки вручную, то при наличии навыков и желания снимать на этот объектив вполне можно. Остаётся вопрос целесообразоности – зачем, если проще использовать современные объективы, например 50 мм.

2.3. Портретник 50 мм

Отлично подхлдит как для снимков в полный рост, так и для боле крыпнх планов.

2.4. Портретник 85 мм

Этот объектив отлично подходит как для крупных портретов, так и портретов в полный рост. Большинство фотографий этой фотосессии мы сняли именно на 85 мм. При съёмке в полный рост важно, чтобы пространство студии позволило отойти на нужное рсстояние. Приведём ниже несколькоп для примера:

2.5. Телевик 70-200

Этот объектив также можно использовать для любых сюжетов. При съёмке в полный рост на фокусном расстоянии 70 мм также приходится отходить к дальней стене студии.

Сюжет 3. Сравнение: полный кадр – APS-C

Споры о том, следует ли покупать камеру непременно с полнокадровой матрицей, или для большинства сюжетов достаточно матрицы APS-C, ведутся, наверное, с тех пор, как начали появляться доступные полнокадровые фотокамеры, и продолжаются эти споры и по сей день. Это весьма благодарная тема для споров и обсуждений, однако сегодня мы не будем ничего обсуждать, не будем спорить, а будем снимать тест. Суть теста – продемонстрировать различие в студийной портретной фотографии, снятой в одних и тех же условиях и с одинаковыми настройками, но на полный кадр и на APS-C камеру.

Итак, на полнокадровую Canon EOS 6D Mark II мы устанавливаем фикс EF 85 мм, на APS-C камеру Canon EOS M50 при помощи переходника устанавливаем EF 50 мм. Таким образом, с учётом кроп-фактора камеры M50 мы получаем 50×1,6 = 80 мм, при этом 5 мм разницы можно пренебречь.

Далее мы попросили модель занять удобную позу на стуле, чтобы в момент тестового снимка она не меняла ни позу, ни выражение лица. На камеру 6D Mark II был установлен студийный радиосинхронизатор для «поджигания» студийных приборов, в то время как на M50 мы установили внешнюю вспышку, чтобы студийный свет сработал от её импульса. Это было необходимо чтобы не переставлять синхронизатор с камеры на камеру и сделать два кадра максимально оперативно один за другим. Также мы попросили Кристину сперва направить взгляд в один объектив, затем тут же в другой. И у нас получилось!

Настройки: режим M, выдержка 1/160, диафрагма F/5.6, ISO 100, RAW.

6DM2 + 85mm M50 + 50mm (80 мм в 35 мм экв.)

Мы решили также два снимка соединить в один для наглядности:

Результаты эксперимента заставили нас задуматься. Разница в снимках, определённо, есть, однако однозначно ответить, какой снимок лучше, качественнее, на каком лучше проработаны детали, – непросто. Если какое-то время внимательно рассматривать эти два снимка, можно легко запутаться, какой снят на какую камеру.

Вывод по сюжету номер 3 мы можем сделать такой – при съёмке портрета в студии такой параметр как размер матрицы, полный кадр или APS-C, играет далеко не первостепенное значение. Вероятно, при выполнении коммерческого заказа по конкретному ТЗ такие параметры, как размер матрицы камеры или разрешение кадра на выходе могут быть прописаны в этом самом ТЗ, однако это уже совсем другая история.

В защиту полного кадра можно сказать, что цифры, написанные на объективах, всегда будут соответствовать действительности, в то время как для камеры APS-C нужно учитывать кроп-фактор. Например, широкие 17 мм превратятся в не такие уж и широкие 27 мм, а 40 мм нашего широкоугольного объектива – во вполне себе умеренные 64 мм.

Выводы

Признаться честно, затевая данное тестирования, мы рассчитывали сделать вывод о том, что для съёмки портретов служат портретные фокусные расстояния и, соответственно, придуманы портретные объективы. После чего поставить на этом точку, посоветовать всем бежать покупать фикс-объективы и откланяться. Однако не тут-то было! Нас увлекли тестовые съёмки портретов, и мы нисколько не жалеем, так как этот опыт был весьма интересен, к тому же мы сделали несколько отличных фотосессий в портфолио для наших очаровательных моделей.

1. Широкоугольный объектив служит не только для пейзажей. Снимая на широкоугольный объектив, мы сделали вывод, насколько он необходим в сумке фотографа, в том числе для съёмок портрета. «Ширик» позволит поместить человека в пространство и передать необходимые эмоции. В большинстве случаев мы получим некий «пейзажный портрет», или же ярко выраженные спецэффекты в студии, которые будет весьма сложно, если вообще возможно, отразить каким-либо другим объективом, кроме широкоугольного. Мало того, имея один лишь 17-40, можно на фокусном расстоянии 40 мм снимать и в полный рост, и классический поясной портрет, выбрав для этого нужную дистанцию и на постобработке применив кроп.

2. Гелиос 44-2 придаёт снимку характерный окрас, он легко узнаваем, и при этом вовсе не скучный или старомодный. Да, наводиться на резкость с ним непросто, особенно снимая на зеркалку, где нужно полагаться на своё зрение, свой опыт и бип автофокуса, который не всегда означает 100%-ное попадание. Используя беззеркальные камеры, снимать им проще, так как можно задействовать фокус-пикинг, который в данном случае работает более точно. Гелиос, конечно, более полно раскрывает себя на пленэре, обеспечивая характерное боке. В студии снимать на Гелиос также можно, однако какого-то вау-эффекта или реального выигрыша по сравнению с теми же 50 мм или 85 мм ждать не следует.

3. Объективы 50 и 85 мм недаром называются «портретными», один из них определённо «маст хэв» для любого фотографа, который решит снимать портреты. Какой именно выбрать? 50 мм за счёт более широкого угла может использоваться как штатный объектив для повседневной съёмки, в то время как 85 мм можно с уверенностью назвать именно «портретником», использовать его в качестве штатного будет сложновато. С другой стороны, резкость и качество картинки 85 мм не оставляет конкурентам никаких шансов, и если фотограф решит специализироваться на съёмке портретов, это однозначно его выбор.

4. Телевик 70-200 мм также можно назвать портретным универсалом. Есть немало профессиональных фотографов, снимающих портреты, которые используют в работе только один этот объектив, причём как версию F/4, так и F/2.8. Чтобы снять портрет в полный рост, в студии потребуется отойти на какое-то расстояние от модели, и если помещение студии окажется тесное, снять такой портрет даже на 70 мм будет непросто. Зато, поработав с телевиком, через какое-то время появляется желание называть его «волшебным».

5. Разницу в снимках, сделанных на полный кадр и APS-C мы продемонстрировать не смогли, и это как раз тот случай, когда отсутствие результата – тоже результат.

По традиции, желаем всем нашим читателям творческого настроения и отличных портретных снимков!

Md: Christine Menshikova

Благодарности

Авторы благодарят очаровательных моделей и коллег, которые помогали в съёмке:

  • Лена – благодарим за компанию и отличные фотографии на Финском заливе!
  • Елена Уварова – спасибо за отличную прогулку и солнечные фотографии на пленэре!
  • Christine Menshikova – благодарим за отличную студийную фотосессию и профессиональный подход к делу!
  • Благодарим также модельного скаута Катерину Щербакову за помощь в подборе моделей для всех наших проектов!

Все фотографии сделаны авторами в августе 2020 года специально для данной статьи. Сложно указать для каждой фотографии, кто из авторов нажимал на кнопку, а кто в этот момент выступал в качестве ассистента. Поэтому в соцсетях можно встретить эти фотографии за авторством либо Александра Казакевича, либо Константина Биржакова.

© Александр Казакевич, Константин Биржаков, 2020 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны авторами в августе 2020 года специально для работы над этой статьёй.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»