Главная Статьи и обзоры Как фотографировать тех, кто не умеет позировать

06 мая 2020 г.

Как фотографировать тех, кто не умеет позировать

Наверняка все помнят общие фото в пионерском лагере или стройотряде, на которых обязательно кто-то получался с закрытыми глазами, кто-то смазанным, а тот рыжий парень всегда оказывался в профиль? А теперь попробуйте вспомнить хоть одну неудачную общую школьную фотографию. Таких не бывает, ведь в школу приглашали специально обученных фотографов, которые специализировались именно на производстве общих фото. Казалось бы, люди на фотографиях те же самые, а результат – разный. Кто не верит, полистайте старые альбомы. Только самостоятельно начав фотографировать, понимаешь, насколько профессиональны фотографы старой школы и насколько непросто получить подобный результат.

10а, 95 школа, Питер, 1986

Супер, не правда ли? Освещение ровное, света достаточно, все лица людей в фокусе, нет никого с закрытыми глазами. Значит, всё-таки, дело не моделях, а в фотографе? Сегодня мы рассмотрим такую непростую тему, как фотографировать людей, которые не умеют позировать, и как при этом умудриться получить интересные фотографии. Давайте разбираться по порядку.

Снимаем в путешествии

Люди, которые в обычной жизни не увлекаются фотографией, чаще всего фотографируют друг друга в стиле “Я и Ленин”. Наверняка каждый видел фотоальбомы из туристской поездки, в каждый из которых помещены фотографии главного героя в одной и той позе, при этом ноги по щиколотку обрезаны, над головой полкадра синего неба, из головы торчит фонарный столб или дерево, а на заднем плане от фото к фото меняются башни, памятники, дома, мосты, ворота, реки, моря и другие потенциально интересные объекты, и горизонт завален как правило в одну и ту же сторону.

Листая такой альбом, довольно быстро начинаешь чувствовать скуку, показывать которую как-то невежливо, ведь для владельца альбома эти фотографии – часть его жизни, и он смотрит на них совершенно другими глазами, вспоминая яркие моменты отпуска и заново переживая их.

Как сделать интересный репортаж о поездке, чтобы и турист был в кадре, и местные достопримечательности поместились, и чтобы такой репортаж было интересно смотреть даже тем, кто не знаком с автором?

Первое правило – использовать разные планы. В репортаже как нельзя лучше работают рекомендации киноделов по смене планов – крупный, средний, общий. В нашем случае нужно стараться делать портреты и в полный рост, и крупные, и поясные, и вертикальные, и горизонтальные. Фотографии в стиле “Follow me” вообще снимаются со спины, а как они при этом классно смотрятся. Вместе с популярностью смартфонов и инстаграма стали особо популярны вертикальные фотографии, однако они годятся далеко не для всех сюжетов. Мы готовим большую статью на тему правильного кадрирования портретов и пейзажей, следите за нашими обновлениями.

Второе правило – вовлечение в действие. Если это берег моря, можно взять в руки раскрытую раковину, встать на камень, сесть на край причала, пройти по краю прибоя босыми ногами. Если это рынок, торговаться с продавцом, держа в руках обсуждаемый предмет. Если крепость, то забраться на самую высокую башню, монастырь – пройти по тенистой аллее, водопад – набрать в ладони прозрачной воды и так далее и так далее. Заметьте, мы пока ещё не сделали ни одного фото в стиле "Я и Ленин", тем не менее интересная история уже начала вырисовываться.

Третье правило – смена времени суток. Тем, кто любит поспать, следовать этому правилу будет непросто. Однако самые интересные фото нас ждут в “золотые” часы на рассвете и на закате, а также сразу после заката. Конечно, никто не запрещает фотографировать днём, тем более, что все самые интересные экскурсии проходят именно в это время. Однако в обязательном порядке нужно добавить несколько фотографий утром на рассвете и вечером на закате, а также отразить ночную городскую подсветку. Не нужно использовать вспышку – огни реклам и уличное освещение создадут неповторимый рисунок света на портретах.

Обратите внимание, мы рассказали про три правила и ни одного слова не сказали про позирование, не дали ни одной рекомендации насчёт того, как выглядеть на фото лучше. А всё потому, что на этих фото позирование не требуется вовсе. Требуются идея, выдумка, желание экспериментировать и элементарные знания фотографии. Конечно, делая фото, нужно следить, чтобы не обрезались ноги, чтобы из головы не росло дерево, а горизонт был бы ровным, да и правило третей никто пока ещё не отменял.

В качестве домашнего задания – попробуйте на портретном фото отразить вкус свежесваренного кофе.

Портрет в студии

Самое главное, что нужно запомнить фотографу – то, как будет выглядеть человек в кадре, зависит в первую очередь от фотографа, и только во вторую от наличия у модели навыков позирования и опыта съёмок.

Готовясь к студийной фотосессии, начинающая модель как правило подолгу крутиться перед зеркалом, придумывая различные образы и позы, варианты причёски, повороты головы, подмигивая себе то одним глазом, то другим. Также по неопытности девушки иногда накладывают такой макияж, что узнать их получается с трудом: в жизни человек один, а фотографироваться пришёл как будто бы кто-то другой. Про роль визажиста в студийном фото мы подробно поговорим в одной из будущих статей, а пока нужно запомнить – естественный макияж, сделанный со вкусом и в меру, всегда будет предпочтительнее сантиметрового слоя грима. Исключением станет, пожалуй, Джин Симмонс.

Фотографируя неопытную модель в студии, нужно прежде всего постараться настроить человека на весёлый лад, снять напряжение и показать, что в камере ничего страшного нет. Пусть модель покрутится и израсходует везь запас поз и подмигиваний, который она приготовила дома перед зеркалом, на это обычно уходит первых 10 минут фотосессии, после чего можно начинать работать.

Если в студийном зале есть переносное высокое зеркало на подставке – вы пропали. Всегда убирайте его в другой зал или прячьте подальше за декорациями. Если модель поставит зеркало рядом с фотографом, чтобы проверять по ходу, как она выглядит, считайте, что фотосессия запорота. Опытные модели так никогда не делают, игры с зеркалом свидетельствуют о неуверенности в себе. Мы сталкивались с этим в своей практике неоднократно, – большая часть хороших фото выйдет со взглядом в сторону, как будто человек позирует зеркалу, а не фотографу, он не здесь, а где-то там. Задача фотографа в этом случае дать наиграться с зеркалом, после чего категорически его убрать подальше.

Съёмка для бутика модной одежды MayBeYes, бэкстейдж

Примерно те же слова можно сказать про экранчик в камере фотографа. Разумеется, в начале фотосессии и при смене декораций в обязательном порядке нужно проверять правильность установки студийных приборов, мощность их импульса, точность фокуса и баланс белого. Однако если фотограф после каждого кадра с недовольным видом подолгу изучает что-то на экранчике, у модели возникнет желание сделать то же самое, в результате всё действо из съёмок превратится в просмотр. Многие модели требуют фотографа показать, что же там получилось, как они выглядят, на что можно отшутиться, что фокус на месте, образ шикарен, а эта шляпка ей очень к лицу. Если вы собираетесь бегать к модели после каждого кадра демонстрировать результат, можно фотосессию и не затевать вовсе. На съёмочной площадке главный вы, и игра идёт по вашим правилам.

В процессе съёмок неплохо бы делать короткие перерывы, несмотря на то, что студийное время не резиновое и, как правило, оно заканчивается гораздо быстрее, нежели ожидаешь. Тем не менее, короткий перерыв позволит достать термос с чаем, рассказать интересный случай из практики или анекдот, посмеяться и… тут как раз самое время неожиданно для модели сделать несколько шикарных кадров в непринужденной позе с естественным светом, например у окна. Самые лучшие фотографии получаются, как правило, в самом конце фотосессии, когда работники студии очень настойчиво начинают вас выгонять из зала.

Обратите внимание на пример выше. Портрет слева был снят в студии в самом начале фотосессии, когда фотограф искал свет и нужный ракурс, а портретируемый человек сильно волновался и не особо хорошо себе представлял, что от него требуется, так как он был на фотосессии впервые. Второй портрет был снят примерно через 40 минут и в результате был одобрен продюсером.

Портрет в интерьере

Про фотографирование в интерьере можно сказать все те же самые слова, что и про студийную фотосъёмку, только в данном случае всё проще, нежели в случае с однотонным студийным фоном или белой циклорамой. В удобном интерьере с камином, диванчиками, стульчиками, лесенками, столиками и прочими предметами портретируемый будет чувствовать себя значительно уютнее и непринуждёнее. Поэтому если вы снимаете неопытную модель, лучше выбрать интерьерную студию, благо сегодня почти любая фотостудия предлагает шикарные интерьерные залы.

А если в студии нет готового интерьерного зала и всё валяется где попало, вы можете создать такой интерьер самостоятельно, поставив кресло у окна, прикатив к нему столик, на задний план поставить лампу с огромным оранжевым абажуром, и так далее, включите свою фантазию! Поэтому желательно арендовать либо знакомую проверенную фотостудию, либо изучить заранее все её возможности и узнать у менеджера, можно ли использовать необходимый реквизит.

Обратите внимание на серию фото выше. Здесь показаны несколько фотографий, первая из которых сделана в начале фотосессии, а последующие – через 30 минут работы. Портретируемый совершенно не умел позировать, был очень зажат и не знал, какую позу принять. После тщательной работы над позами и образом в результате удалось сделать неплохие портреты, причём на финальных фото видно, что человек совершенно не напряжён и фотографироваться ему очень нравится.

Портрет на природе

Однажды, несколько лет лет назад, мы с коллегами решили устроить фотосессию в осеннем парке. Ранее мы ни разу не были в парке Сергиевка, и узнали про него из соцсетей, случайно увидев стильные фотографии моделей в бальных платьях на фоне старинной заброшенной усадьбы. Разумеется, мы тут же решили провести там свою творческую фотосессию.

После продолжительных поисков мы эту усадьбу нашли – каменная лестница вела среди деревьев прямо ко входу, очень атмосферно и живописно. В то время вокруг усадьбы ещё не было того страшного забора, который построили позже, хотя двери и окна были заколочены. Как раз тогда наша модель задала такой вопрос – зачем мы ехали более 2 часов в этот парк, чего здесь такого особенного? По её мнению, можно было то же самое найти в любом парке и сделать точно такие же фотографии.

Эту историю мы привели здесь чтобы показать, насколько важен задний план на фото и вообще выбор локации для фотосессии. Если модель не имеет большого опыта съёмок и не умеет позировать, можно сделать акцент на стильном костюме и на интересной локации. Например, взять старинный костюм в аренду, это может быть наряд начала XX века, или стильный современный костюм. Если тщательно продумать тематику фотосессии и подобрать реквизит, модель с удовольствием примет участие в фотосессии, и вы сможете сделать отличные стильные снимки без всякого фэшн-позирования.

Портрет в полный рост

Если вы задумаете сфотографировать обычного человека в полный рост, вероятнее всего, он встанет перед вами по стойке смирно, вытянув руки по швам, прямо глядя в камеру с серьёзным выражением лица. А ежели будете фотографировать фотомодель, не важно, мужчина это или женщина, – человек примет интересную позу, прислонится к ограде, обопрётся о колонну, раскроет зонтик, одним словом, кадр у нас уже есть, вот он, готовый, осталось только не испортить его своим фотоаппаратом.

Портрет в полный рост – один из самых сложных с точки зрения позирования, особенно для тех, кто позировать не умеет, а также для начинающих моделей. И, как показывает наша практика, самым сложным для такого портретируемого является вопрос куда деть руки. Фотографу в данном случае придётся выступить в роли гуру позирования, объяснив модели, или даже наглядно показать, какую позу принять.

В случае с руками есть самое простое решение – что-нибудь держать в руках. Для мужчины это могут быть, например, зонт, портфель, папка с документами или планшет, фотоаппарат или любой другой предмет, который этому человеку хорошо знаком и который будет хорошо сочетаться с костюмом и общей композицией и задумкой кадра. Для девушки вопрос куда деть руки на настолько проблемный – достаточно просто проявить немного женственности в образе, и всё получится.

Как для мужского, так и женского портрета ошибкой будет убрать обе руки за спину или одну из них, а также сложить руки на груди, приняв закрытую позу. Разумеется, из этого правила есть исключения, в случае если фотограф задумал брутальный образ со скрещенными на груди руками, который при грамотном подходе смотрится очень стильно.

Пальцы не должны быть напряжены, не нужно с силой сжимать зонт или другой предмет. Некрасиво сложенные пальцы одной из рук могут запросто испортить красивый портрет, за этим нужно следить, причём начинающая модель вряд ли сможет эти моменты контролировать, в данном случае это будет задача фотографа. Пальцы можно зацепить за петельки джинсов, мужчинам эта поза подойдет больше, однако стоять «руки в брюки» – не очень хорошая идея, если только этого не требует образ, при съёмке фэшн такой образ вполне уместен и часто используется.

Второй сложный момент, который очень часто возникает при позировании в полный рост – плечи и разворот корпуса в целом. Для большинства сюжетов неверным будет встать прямо лицом к фотографу, развернув плечи строго перпендикулярно линии съёмки, конечно, если это не является задумкой фотографа. Это справедливо как для мужского, так и женского портрета – лучше стоять полубоком, одно плечо вперёд, однако и в этом случае можно так вывернуться, что плечом закрыть весь портрет, за этим моментом также нужно следить, всё хорошо в меру.

Третьим сложным моментом, как многие уже догадались, можно назвать положение ног. Желательно переносить вес с одной ноги на другую, при этом опорная нога не должна быть согнута в колени. Такая поза выглядит более естественно и расслабленно.

Идеи для мужского модельного портфолио – позирование в полный рост

Общее фото

При съёмке общего фото группы людей есть два варианта – если фотограф тоже хочет попасть в кадр, или если он в кадре не нужен. В первом случае работать немного сложнее, во втором – проще. Во втором случае фотографу не нужно никуда бегать, к тому же он может наблюдать в видоискателе общую картинку и вовремя нажать на кнопку спуска затвора, а то и не один раз, чтобы все портретируемые непременно вышли с открытыми глазами и в правильных позах.

Рассмотреть первый случай интереснее, так как этот процесс можно превратить в игру, которая, как правило, людям очень нравится. Фотографу нужно заранее придумать место, в котором он будет находится сам, расставить людей согласно росту и общей композиции, после чего включить автоспуск и бежать занимать своё место. Проверено – этот процесс по какой-то причине очень веселит всю компанию, особенно если «неуклюжий» фотограф смешно спотыкается при беге, отсчитывая вслух секунды.

Команда Vision Online и гости нашего мастер-класса «Снимаем модельное портфолио»

Таким образом, всю ситуацию можно очень просто обратить в весёлое развлечение, отпуская заранее заготовленные для таких моментов шуточки, у каждого они будут свои. Разумеется, шутки должны соответствовать моменту – общее фото директоров крупных компании на бизнес-семинаре не то же самое, что общее фото друзей на пикнике около озера. Однако и в том и в другом случае задача фотографа – разрядить обстановку, заставить людей расслабиться и улыбнуться, если это, конечно, не протокольное фото с теми самыми руками по швам и напряженными взглядами в камеру.

И чем большее количество человек будет на общем фото, тем ответственнее нужно подойти к съёмке, в обязательном порядке нужно сделать несколько кадров, внимательным образом отсматривая каждый из них. Ещё раз повторим, кто-то из портретируемых в обязательном порядке выйдет с закрытыми глазами на 5 кадрах из 10 – проверено неоднократно.

Снимайте больше и чаще!

В завершении можно посоветовать начинающим фотографам снимать как можно чаще и не бояться приглашать на фотосессии неопытных моделей. Конечно, такие фотосессии нужно чередовать со съёмками профессионалов, на таких фотосессиях учишься очень быстро. А через какое-то время вы почувствуете, что вам уже и не так важно, опытная модель пришла на съёмки или нет, – свои отличные кадры вы сделаете по-любому, только с неопытным человеком на это потребуется чуть-чуть больше времени и усилий. А какие у вас случались интересные случаи с неопытными моделями?

Желаем всем нашим читателям отличных фотосессий и удачных кадров!

© Константин Биржаков, 2020 г.
Все фотографии сделаны автором.