Главная Статьи и обзоры Главное качество фотографа – умение управлять своей камерой?

20 июня 2020 г.

Главное качество фотографа – умение управлять своей камерой?

Вне всяких сомнений, профессиональный фотограф обязан уметь фотографировать и знать возможности своего и арендованного оборудования, это даже не обсуждается. Я озаглавил эту статью именно таким образом по той причине, что наблюдая за работой коллег-фотографов, организовав большое количество крупных мероприятий и выполнив не один десяток коммерческих заказов, пришёл к выводу, что для успешной работы фотографу необходимо не только умение работать со светом и знание принципов построения композиции кадра, нужно обладать ещё и целым рядом совершенно иных навыков. В этой небольшой заметке мы с вами и рассмотрим некоторые аспекты работы коммерческого фотографа.

Модель: Мария Тутова

Какое у этой линзы боке?

Однажды случилось так, что я потерял крышечку от объектива. Досадно, с кем не бывает. Главное – вовремя купить новую, решил я, и отправился в один известный всем фотографам фотомагазин, коих в моём городе было множество, а один из них располагался в самом центре, прямо у Гостиного двора. Придя в магазин, я тут же нашёл на витрине крышку нужного диаметра с гордой надписью по центру и встал в очередь, которая состояла из одного неопределённых лет мужчины. Мужчина был одет в жилетку со множеством карманов, на плече у него висела потёртая фотосумка, а сам он, сдвинув очки на лоб, увлечённо беседовал с продавцом, собираясь, по всей видимости, приобрести новый объектив для своей фотокамеры.

Они минут 10 обсуждали все плюсы и минусы выбранного объектива, после чего мужчина потребовал показать ему другой и дать возможность сделать несколько снимков на свою камеру. Не каждый же день мы покупаем объективы, пусть протестирует, – думал я, ожидая своей очереди. Через 20 минут стояния у меня появились мысли, а не найти ли где-нибудь поблизости другой магазин, торгующий подобного рода товарами… И тут продавец надо мной сжалился и предложил мужчине всё-таки обслужить следующего покупателя, после чего вернуться к увлекательному выбору линзы. Купив-таки крышечку минуты за полторы и получив чек, я отправился рассматривать штативы, выставленные в зале, так как уходить было рано – мне стало интересно, чем всё закончится, выберет ли тот мужчина хоть что-нибудь или нет.

Наверняка всем знаком данный персонаж, который может часами увлечённо обсуждать фокусные расстояния, кропы и фуллфреймы, открытые и закрытые диафрагмы, дисторции и хроматические аберрации, а также такую сладкую и любимую тему для обсуждения как боке. И это не говоря уже о дискуссии о том, камеры какого производителя желтят, а какие синят, и в какой программе следует обрабатывать отснятое. Как вы думаете, станет ли серьёзный профессиональный фотограф тратить время на подобную ерунду?

Встречают по одёжке

Эта поговорка целиком и полностью оправдывает себя в любой сфере человеческой деятельности. Вполне очевидная вещь, однако зачастую фотографы по какой-то причине любят создавать образ свободного художника – спутанные волосы, торчащие в разные стороны, грязная старая одежда с вытянутыми коленками, порванные стоптанные ботинки и в целом неопрятный вид превращают его заблудившегося туриста, только что вышедшего наконец к людям с фотокамерой, но никак не профессионала. Будь он трижды талантлив, работать коллегам, а тем более крупным заказчикам, с ним будет не особо комфортно.

Не обязательно приходить на съёмки в идеально отутюженном костюме-тройке с накрахматенной белоснежной рубашкой, хотя, кстати, это неплохая идея. Опрятный внешний вид, аккуратная одежда и тщательно начищенные ботинки, правильная осанка и уверенное поведение вместе с доброжелательной улыбкой моментально сделают из такого фотографа приятного собеседника – такому человеку хочется сделать заказ. Сказанное в полной мере относится как к мужчинам, так и женщинам, в данном случае разницы нет никакой. К тому же окружающие с большим пониманием отнесутся к расценкам в прайс-листе такого фотографа.

Съёмки для Dance Formation

Часто приходилось слышать, что у настоящего профессионального фотографа обязательно должна быть большая тяжёлая камера с огромных размеров объективом и полная сумка других подобных объективов, вспышек, насадок и прочих безделушек, тогда, мол, он профи. Здесь можно согласиться, что прийти на серьёзные съёмки с мыльницей или смартфоном будет не совсем правильно, если только это не было оговорено в ТЗ.

Оборудование должно отвечать поставленной задаче, и умелое его использование гораздо важнее пижонства. По опыту работы можно сказать, что совершенно точно не следует брать на серьёзные ответственные съёмки арендованную незнакомую аппаратуру в надежде получить более качественные кадры, нежели на свою собственную. Таким образом были запороты несколько важных фотосессий, и можно с уверенностью сказать, что своя камера, стедикам или вспышка всегда предпочтительнее незнакомой арендованной. Арендовать аппаратуру можно и даже нужно, только если в этом есть реальная необходимость и чёткое понимание принципов её эксплуатации.

Общение с людьми

Продолжая рассказ про внешний вид, следует добавить пару слов про умение договариваться с людьми. Опять-таки, это умение пригодится и программисту, и машинисту, и инженеру, а тем более фотографу, у которого примерно 80% работы будет состоять в переговорах и общении с людьми, и гораздо меньшая часть будет в непосредственной работы со светом, камерой и изображениями.

Ораторское искусство фотографу понадобится, если он будет давать многочисленные интервью, а рано или поздно интервью ему давать придётся, или, по крайней мере, публично выступать на семинаре, мастер-классе, презентации или другом подобном мероприятии. Однако умение внятно и красиво выражать свои мысли ему будет необходимо в любом случае, так что, друзья, учим Великий и могучий, читаем классиков и тренируемся перед зеркалом, а лучше перед включённой камерой. Про знание иностранных языков, в особенности английского, даже говорить нечего, фотографу в обязательном порядке это знание понадобится, если, конечно, он хочет развиваться и находить себе новые заказы и новых клиентов.

Мастер-класс "Фотографируем танец"

На самих съёмках особенно важно установить контакт фотограф – модель, про это можно написать десятки страниц, а можно просто общаться по-дружески, чтобы после успешного завершения проекта было желание продолжать совместно работать над новыми. И модели, и стилисты, и фотографы – люди творческие и непростые, каждый со своими особенностями, и сработаться будет непросто. Кстати, очень часто многие недооценивают такое понятие как “творческий коллектив”. Как показывает практика, создать эффективный, креативный и работоспособный коллектив из нескольких разноплановых талантливых людей – одна из самых непростых задач, и если кто-то уже создал подобный, к нему стоит относиться бережно и ценить его, так как с такой компанией можно горы свернуть, было бы желание.

Портфолио и социальные сети

Зачастую под портфолио понимают свой собственный интернет-сайт, и наличие такого сайта будет не лишним. Однако вовсе не обязательным – в век инстаграма, контакта, фейсбука, ютуба и прочих социальных сетей можно, и даже нужно создавать портфолио именно в популярных соцсетях. Здесь одно из главных условий – портфолио должно быть интересным, разноплановым, красочным и не должно содержать ничего лишнего, личных фотографий или каких-то материалов, которые отвлекали бы от просмотра фоторабот, например, лишними будут репосты чужих материалов, малосодержательные картинки. И, что не менее важно, – портфолио нужно время от времени обновлять. Довольно хорошо в этом плане работают группы, которые фотограф может создать специально для рекламирования своих услуг.

Продвижение своего собственного интернет-сайта в виде портфолио – тема отдельной ёмкой статьи, и можно сказать, что сам по себе такой сайт большого числа просмотров вряд ли наберёт. Однако в случае необходимости на сайт всегда можно сослаться, и прямая ссылка на конкретную страницу портфолио всегда более удобна и весома, нежели ссылка на профиль в соцсети, где заказчику или потенциальному клиенту придётся самостоятельно отыскивать нужную для него информацию.

Съёмки модельного портфолио

Вероятнее всего, рецепт здесь будет прост – в век соцсетей и всеобщего интернета фотографу придётся планомерно и аккуратно заниматься наполнением и продвижением своего портфолио, используя все популярные сетевые инструменты. Согласно нашему опыту, наиболее доступным, простым и эффективным инструментом является группа Вконтакте, как и реклама своих услуг в этой соцсети в целом. Такие сервисы, как реклама в ЯД, на Авито и других площадках требуют соответствующей квалификации и опыта, без наличия которых их эффективность приближается к нулю. Отдельно хочется отметить канал на YouTube как отличный локомотив продаж, однако это уже совсем другая история.

Финансы и налоги

Никому не нужно объяснять, что для того, чтобы получить деньги от крупных заказчиков, нужно иметь своё собственное предприятие и свой расчетный счёт. Можно, конечно, получить перевод на банковскую карту, однако любой бизнесмен или любая организация захотят оплатить услуги по безналичному расчёту и получить все необходимые документы.

Многие фотографы работают в качестве ИП, а в последнее время стало возможным работать как самозанятый. Рассмотрение тонкостей налогообложения не входит в рамки статьи, однако фотографу придётся разобраться со счетами, договорами, актами, накладными и прочим крючкотворством. В этом могут помочь, например, знакомые бухгалтеры или консультационные центры. Этот аспект работы не следует пускать на самотёк или надеяться на авось – крупный заказ может ожидать фотографа в любой момент, и бежать оформлять ИП для выполнения такого заказа не является хорошей идеей. На своём опыте мы убедились, как легко потерять хороший заказ, просто не сумев принять деньги на расчётный счёт в виду отсутствия последнего.

Тем, кто всерьёз задумался об оформлении своего ИП, рекомендую посмотреть видеоролик моего коллеги Ивана Диденко, в котором он делится личным опытом легализации своих доходов в качестве блогера.

Конечно, всем фотографам хочется заниматься творчеством, выставлять верную выдержку, диафрагму, ISO и фокусное расстояние, красиво установив при этом рисующий и заполняющий свет. Однако оформить все документы и заплатить все налоги придётся по-любому, и желательно это сделать правильно и вовремя.

Прайс-лист на услуги

Зарегистрировав ИП или объявив себя самозанятым, фотограф уже сможет чётко понимать, какие расходы он будет нести, даже сидя дома и ничего при этом не делая. Также неплохо ему будет собрать цены на аренду популярных залов в популярных фотостудиях города, расценки на аренду фототехники, прокат одежды, услуги моделей, визажистов и стилистов, узнать цены конкурентов и в результате составить свой собственный прайс-лист.

Прайс-лист на свои услуги – самая очевидная вещь, которую только можно себе представить. А теперь спросите у знакомых фотографов, есть ли у них такой прайс-лист и могут ли они сходу назвать цену на выполнение той или иной работы. Многие смогут, и они выиграют. Надеемся, никому не нужно подробно объяснять такую необходимость.

Опыт работы

Теперь, после обсуждения различных аспектов работы, не связанных непосредственно с фотографированием, пришло время сказать и пару слов о профессиональной подготовке. Умение работать со светом и со своей камерой – на самом деле вовсе не последнее дело, хотя мы взялись за обсуждение этого аспекта ближе к концу обзора.

Оказавшись в незнакомой студии, задачей профессионального фотографа будет быстро разобраться с оборудованием, которое здесь предлагается, и понять, сможет ли он выполнить заказ с его помощью или нет. Возможно, потребуется дополнительный источник света, возможно – отражатели, софтбоксы, соты, флаги, штатив или портретная тарелка. В некоторых студиях могут выдать дополнительное оборудование бесплатно, в некоторых – за каждую единицу попросят дополнительную плату, которая подчас несоразмерно высока. Например, почти в любой студии за прокат штатива придётся заплатить от 100 до 500 рублей, не говоря уже о постоянном свете для видео.

Съёмки для мастер-класса "Fashion"

На практике часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда студийные приборы в каком-то определённом зале не синхронизировались друг с другом, а попросту говоря, половина из них не “поджигалась” от синхронизатора, держатель которого был вдобавок ко всему кое-как замотан синей изолентой. Стойки зачастую бывают заклинившие, резьбы барашков сорванные, и высоту прибора отрегулировать становится целой проблемой. Софтбоксы иногда попадаются грязные, реже – порванные, и установить их на нужной высоте под нужным углом получается не сразу.

Также нужно хорошо разбираться в популярных моделях студийных приборов, чтобы не тратить драгоценное студийное время на то, чтобы выяснить, какой же всё-таки кнопкой включается пилотный свет и как регулировать мощность импульса.

В одной крупной фотостудии в самом центре города нам грубо отказали в пилотном свете, который не работал в приборах, обосновав свой отказ тем, что пилотный свет нам не нужен, и мы его не получим. И это несмотря на то, что при бронировании студии любезные менеджеры нам обещали чистоту, пустоту и чай с плюшками, не говоря уже о такой мелочи, как заранее заказанный нами пилотный свет. Это был один из первых наших мастер-классов, и наличие пилотного света для объяснения принципов работы со светом было настолько же принципиально важно, как и наличие студийных приборов в принципе. В результате мы обошлись тем, что было, а студия на долгое время потеряла в нашем лице своих заказчиков.

В подобных ситуациях фотограф должен очень чётко понимать, какие именно инструменты и в каком количестве ему необходимы для решения поставленной задачи и либо требовать от сотрудников студии помощь в решении проблем, описанных выше, либо работать с тем, что есть, так как просто так взять и уйти домой уже нет никакой возможности, вы же помните про работу с людьми? Ведь модели, визажисты, продюсеры и ассистенты пришли вовремя, и уже готовы в съёмке.

Именно поэтому многие профессиональные фотографы предпочитают работать в проверенных и подчас вовсе не дешёвых студиях, где им знаком каждый барашек на стойке для света, и где сотрудники адекватны, приветливы и профессиональны. Некоторые фотографы строят свои собственные студии, хотя это совсем недешёвое занятие и доступно далеко не каждому.

И, самое главное, – фотограф ни при каких обстоятельствах не должен показывать моделям и другим участникам фотосессии своё раздражение и замешательство от возникших трудностей. Широкая улыбка, уверенные действия, знания и опыт помогут даже на разваливающемся оборудовании снять то, что планировалось, и в полной мере получить удовольствие от съёмки, а также отличные кадры на карте памяти.

Креативность

Про креативность и способы её повышения можно говорить часами, на эту тему сняты десятки, если не сотни видеороликов и написано столько же статей, мы с коллегами тоже как-то раз проводили вебинар на эту тему. Сложность работы фотографа, да и многих других творческих людей как раз и состоит в том, что, разобравшись со всеми организационными вопросами, договорившись со всем коллегами и заказчиками, заключив необходимые договоры и заплатив налоги, ему нужно сделать глубокий выдох, освободить голову, засучить рукава и начать наконец творить.

Съёмки для проекта "Цифровая фотография в примерах"

О фотографе говорят его клиенты

В завершении всего вышесказанного можно добавить, что если какой-либо фотограф успешно работает с известными людьми, например, со знаменитыми артистами, крупными бизнесменами, выполняет заказы для серьёзных предприятий, это говорит не только о его таланте как художника, но и, несомненно, о его умении профессионально работать, учитывая все аспекты этой самой работы, о которых мы сегодня говорили. Он не только художник, но ещё и сам себе бизнесмен.

Хочется пожелать всем нашим читателям побольше хороших заказов и успешного развития карьеры. А новичкам – развивать в себе все необходимые навыки и умения, чтобы однажды получить хороший заказ, и, выполнив его, сказать самому себе – да, теперь я профессионал.

Ничего тот мужчина так и не купил.

© Константин Биржаков, 2020 г.
Все права защищены.
Все снимки в статье сделаны автором.
Запрещено любое копирование любой части данного обзора в любых СМИ без письменного разрешения автора.
Тест статьи защищён с помощью «Яндекс-оригинальные тексты»